Марина Иванова
08:00 04/11/2016

Г. Рябцев: «Цены на газ для автомобилей растут из-за «политически целесообразных» решений власти»

По данным мониторинга цен на топливо на украинских АЗС, по состоянию на 2 ноября средняя стоимость бензина марки А-95 на WOG, ОККО, Shell, Parallel и Socar составляет 24,83 грн за литр. Так, средняя цена на бензин марки А-92 на АЗС WOG, ОККО, Shell, Parallel и Socar составляет 23,83 грн. А-95 + на указанных АЗС стоит в среднем 25,99, а дизтопливо — в среднем 21,87 грн за литр. В то же время, средняя стоимость топлива марки А-92 на таких АЗС, как Амик, TNK-BP и KLO составляет 22,46 грн за литр, А-95 — 23,29 грн за литр, А-95 + — 24 66 грн за литр. Средняя стоимость дизтоплива составляет 20,32 грн за литр. На АЗС БРСМ, Укрнафта, ANP и Marshal, средняя стоимость топлива марки А-92 составляет 21,44 грн за литр, А-95 — 21,94, А-95 + — 22,44 грн за литр и ДТ — 18,84 грн за литр. Цены на сжиженный газ: на таких АЗС, как WOG, ОККО, Shell, Parallel и Socar, средняя стоимость автомобильного газа составляет 12,12 грн за литр; на АЗС Амик, TNK-BP и KLO — 11,57 грн на литр; на АЗС БРСМ, Укрнафта, ANP и Marshal — 11,37 грн на литр. О том, почему цены на  газ на украинских заправках растут вместо ожидаемого в ноябре снижения, корреспондент ГолосUA узнавала у заместителя директора научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева.

— Геннадий, во время недавнего подорожания газа для автомобилей эксперты в один голос утверждали, что с приходом холодов они снизятся. Вместо этого стоимость сжиженного автогаза повышается. Что происходит?

— Так санкции же ввели (с 31 октября вступил в силу указ президента Украины Петра Порошенко, который продлевает на год введенные ранее санкции против РФ — ред.) У нас правительство и иже с ними, вероятно, не думает, чем могут обернуться те или иные решения. Никто не просчитывает последствия. Главное — что-нибудь сделать. Россия плохая — следовательно, всех «к ногтю». Но прежде, чем принимать какие-то решения, неплохо было бы подумать об их последствиях. Введение санкций против компаний, которые занимаются транспортировкой наливных грузов, в частности, нефтепродуктов, вполне можно было бы принять не сейчас, а, например, через несколько месяцев, в январе. Ведь до этого в течение двух лет эти санкции прекрасным образом не действовали, могли бы отсрочить их еще на несколько месяцев. Но решили их «запустить», поставки перекрыли, — и цены пошли вверх.

— Почему принимаются столь непродуманные решения?

— Здесь все логично. Но, чтобы это понять, необходимо иметь системное представление об объекте управления. Поскольку ни правительство, ни Президент его не имеют, их действия точечны, ситуативны, обусловлены политической целесообразностью, но имеют синергетический негативный эффект. 

На первый взгляд такие действия кажутся правильными. Однако, если их рассматривать в комплексе, все они ведут к ухудшению экономического, а затем и политического положения Украины.

— До какого уровня могут взлететь цены на газ?

— Если трейдеры в ближайшее время не найдут другого поставщика, не связанного с санкциями, мы получим возврат к уровню цен на сжиженный нефтяной газ, который наблюдался у нас месяц назад. 

— То есть, до 13 гривен за литр и выше?

— Выше — вряд ли. Но откат этот вполне возможен.

— До какого уровня?

— Честно говоря, пока не знаю. Но на оптовом рынке было 15, а сейчас 19 тысяч за тонну. Когда цены были 13 гривен за литр газа в рознице, максимум, который мы видели, составлял 21,5-21,8 тысяч за тонну. То есть, можно ждать 12 «с хвостиком» гривен за литр газа на АЗС.

— А каких цен на бензин и дизтопливо можно ждать в ближайшем будущем?

— Что касается бензина и дизельного топлива, здесь ситуация лучше: они не так «завязаны» на поставки из Российской Федерации. Поставщик в основном-то Беларусь, с ней в отношениях вроде бы все пока нормально. Поэтому поставки стабильны, цены на нефтепродукты на границе несколько «откатились».

Думаю, что в ближайшее время следует ожидать увеличения скидок на бензин и дизтопливо, которые предоставляются лояльным клиентам в больших сетях. Вряд ли будут изменены цены на стелах, скорее всего, они останутся на прежнем уровне. Сложно сказать, что произойдет дальше. Но, по крайней мере, остается экономический потенциал для снижения розничных цен. И он будет реализован через эти скидки. Ведь подешевели нефтепродукты на границе, а гривна достаточно стабильна, доллар есть в банках. 

— Как подорожание автогаза скажется на экономике?

— Поскольку сейчас все таксисты, транспортники, работающие на малотоннажных автомобилях, занимающиеся поставкой продуктов и других товаров, на газу, когда цены на сжиженный газ опять пойдут вверх, они поднимут стоимость своих услуг. Следовательно, это «подтолкнет» инфляцию. Это произойдет не только из-за санкций против компаний, транспортирующих топливо. По понятным причинам товары и услуги, которые предоставляются российскими компаниями — дешевле. У нас, собственно говоря, оставался общий рынок. Поэтому, с украинского рынка будут «вымываться» дешевые товары и услуги. Чем-то их заменить невозможно, так как Украина по многим пунктам — импортозависимая страна. Следовательно, придется у кого-то искать. А у кого? Беларусь же не всех может обеспечить, остаются только европейские поставщики. Там цены если не на порядок, то существенно выше. Если бы это повышение цен было компенсировано продажей бизнеса, который ведут отдельные украинские высокопоставленные чиновники на территории России, вероятно, можно было бы как-то выйти из сложившейся ситуации. Но получается, у нас граждан постоянно призывают «потуже затянуть пояса», а результаты е-декларирования показывают, что никто из госслужащих и политиков высокого ранга и не собирается затягивать свои. Более того, их доходы за последнее время резко выросли. На ком они наживаются, если экономика падает, а промышленное производство сокращается? 

Читайте также по теме