В понедельник 25 июля в СМИ появилась информация, что за выходные бензин марки А-95 подорожал более чем на пять гривен. При этом сообщалось, что средняя цена по областям зафиксирована на уровне 27,14 грн за литр. Это на 5,69 грн за литр больше, чем перед выходными. Согласно данным портала, опубликовавшего эту информацию, наивысшая цена на бензин марки А-95 была зафиксирована в Донецкой, Полтавской, Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой, Ивано-Франковской, Луганской и Одесской областях — на уровне 29 грн за литр. Самая низкая цена, по версии издания, держалась в пятнадцати областях: Киевской, Винницкой, Запорожской, Кировоградской, Львовской, Волынской, Житомирской, Ривненской, Харьковской, Черкасской, Днепропетровской, Закарпатской, Сумской, Херсонской и Черниговской, где литр А-95 продают в среднем по 26,05 грн. В Николаевской области бензин марки А-95 стоил 28,50 грн за литр, сообщали СМИ. “В то же время, сегодня цена на бензин снова снизилась до 22-24 грн за литр”, — сообщало СМИ. О том насколько правдивы приведенные факты по росту цен на бензин, а также какова динамика цен на топливо в Украине, корреспондент ГолосUA узнавала у заместителя директра научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева.
—Геннадий, насколько правдива информация о резком росте цены бензина в Украине?
-Я проезжал сегодня мимо заправки сети самых дорогих АЗС. А-95 стоил 24,99 гривен за литр— как это было и вчера, и неделю, и месяц назад. Так что это — настоящий фейк. Я подозреваю, что кто-то просто либо заглянул в данные другого года, либо — это просто когда-то была «первоапрельская» шутка, которую затем продублировали. На самом деле, ничего такого не происходит, рынок уже давно стоит на месте, за исключением сжиженного газа. Газ продолжает понемножку подниматься.
-Если отбросить такую «веселую» версию появления такой информации, в чьих интересах может происходит подобное «раскачивание» информационного поля?
-В интересах сайта, ее опубликовавшего.
-Не может ли это быть «подготовкой почвы» трейдерами перед резким подорожанием бензина?
-Нет, трейдерам это невыгодно. Ведь любое повышение цен приведет, во-первых, к моментальному уходу, даже бегству потребителя. Сейчас для большинства потребителей определяющим является фактор цены топлива. И, во-вторых, их уж точно оштрафует Антимонопольный комитет, который готовит решение отнюдь не в пользу трейдеров, которые работают в верхнем ценовом диапазоне.
-Это касается продавцов бензина, дизеля или газа?
-Бензина и дизеля.
-То есть, цены все же завышены?
-Нет. Дело в том, что АМКУ не расследует ценовые вопросы, он занимается согласованными антиконкурентными действиями на рынке. По мнению АМКУ, они сейчас существуют. Однако это — мнение АМКУ, по словам трейдеров, такого не существует. Если АМКУ и трейдеры не согласны друг с другом, не находят точек соприкосновения по данному вопросу, дело передается в суд. И уже эта инстанция решает, кто прав, кто виноват.
Такие расследования ведутся АМКУ, причем несколько. Некоторые завершены, некоторые нет, в отношении разных трейдеров.
-Почему, в таком случае, резко росли цены на сжиженный газ в последнее время?
-Рынок газа монополизирован, цивилизованная конкуренция на нем отсутствует. Из-за этого трейдеры не заинтересованы в сохранении какого-то уровня цен. Им все равно — у них спрос есть и будет, при любой цене. Они не заинтересованы стабилизации цен, снижении цен, в потребителе.
Поэтому, когда стало известно о том, что будет дефицит предложения газа, трейдеры не стали подписывать новые контракты, пытаться сделать запасы топлива, а просто пустили все на самотек. Когда сократились поставки, они попросту подняли цены, из-за ажиотажного спроса.
-Газовый рынок топлива настолько монополизирован?
-По большому счету, монополист один. Он и определяет правила игры.
-Какой может быть динамика цена на рынке сжиженного газа в ближайшее время?
-Повышение цен уже практически перенесено на розницу. Поставки, скорее всего, возобновятся в прежнем объеме.
-Цены не упадут?
-Нет, сейчас некоторые продавцы сжиженного газа будут плавно добирать то, что не добрали до уровня остальных компаний-продавцов. Это небольшие сети АЗС, которые подбирают крохи с барского стола. Ведь газ стоил месяц назад 8 гривен 10 копеек за литр, сейчас мы имеем чуть больше 10 гривен. Может быть, еще будет инерционный подъем в размере 10 копеек на литре, но не более того.
Но даже при нынешнем уровне цен заправляться сжиженным нефтяным газом выгоднее, чем бензином. Ведь соотношение между сжиженным газом и бензином А-92 меньше 50% даже после подорожания, сейчас — порядка 46%.
Цены имеет смысл снижать, чтобы стимулировать спрос. Сейчас спрос и так велик, поэтому я не вижу причин для снижения цен на газ, с точки зрения компаний, работающих на этом рынке.