Г. Рябцев: «Украинцев ждет очередное подорожание импортных продуктов и снижение качества товаров внутреннего производства»

Прогнозы экспертов по значительному росту цен на продукты и промышленные товары этой осенью воплотились в жизнь. Кругленькие суммы на ценниках не перестают неприятно удивлять украинцев изо дня в день. Всем известно, что правительство объясняет ценовой скачек девальвацией гривны, военными действиями и в целом экономическим кризисом. О том, следует ли украинцам готовиться к очередному подорожанию товаров широкого спроса, ГолосUA расспросил у заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева.

— Геннадий, Украина в этом году значительно сократила торговый оборот с Россией. Повлиял ли этот фактор на рост цен в нашей стране?

— Разрыв экономических связей с РФ привел к тому, что возникли проблемы у крупных украинских предприятий. Речь идет, в частности, о военно-промышленном комплексе,  предприятиях «Югмаш», «Турбоатом». Возникли проблемы у компаний, имеющих долгосрочные контракты с РФ, ориентированных, в первую очередь, на российский рынок. Это производители труб и комплектующих, пищевые предприятия, также перерабатывающая промышленность.

Причем потери Украины от разрыва экономических отношений с РФ намного больше, чем аналогичные потери со стороны России. И за счет роста торговли с ЕС эти убытки нельзя компенсировать, потому что большая часть товаров и услуг, которые предлагает Украина, не соответствует стандартам качества и безопасности, требованиям сертификации ЕС. А работа по сертификации и имплементации директив ЕС в Украине почти не проводится. Украина взяла на себя много обязательств, но они выполняются в большинстве случаев формально, реальных изменений нет.

— То есть, чтобы продавать украинские товары в Европе, нам нужно значительно улучшить их качество.

— Дело в том, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС не дает нам никаких льгот. Оно лишь ставит перед страной ряд заданий, и их необходимо решить как можно скорее. Это касается как повышения качества выпускаемых товаров и услуг, так и изменения нормативно-правовой базы. Вплоть до изменения психологии украинцев, потому что многие из нас до сих пор не поняли, что мы живем не в УССР, а в условиях рыночной экономики и должны бороться за свое место на конкурентном европейском рынке.

— Экспорт украинских товаров на европейские рынки пока не вырос, а что можно сказать об импорте в нашу страну? Не снизился ли он в связи с падением покупательской способности украинцев?

— Я могу сказать по рынку нефтепродуктов и поставкам газа. В прошлом году мы получили около 30 млрд метров кубических газа, в этом году этих поставок нет.  За счет чего будут компенсировать недостаток газа — непонятно. Сокращение объемов импортных нефтепродуктов составляет 20-25% по сравнению с прошлым годом. Это около 2 млн тонн бензина и дизельного топлива.

— Каких товаров стали меньше покупать украинцы в 2014 году?

— Мы покупаем меньше дорогих импортных товаров. Возросла пропасть между двумя группами потребителей – людьми, покупающими товары премиум-сегмента и теми, кто покупает дешевые и в большинстве случаев некачественные товары. На этой почве может возникнуть социальный протест, потому что пропасть между уровнем дохода и потребления 5%-10%  богатых граждан Украины и другими людьми растет.

— Какой индекс роста цен наблюдался с начала года?

— Есть официальные и неофициальные данные. Согласно официальным, с начала года этот показатель составил 11%. Но эти данные не отражают реальную ситуацию в стране, ведь учитывается рост цен на все группы товаров. А если говорить, например, об основных продуктах, таких как мука, подсолнечное масло, без которых нормальная жизнедеятельность страны невозможна, то рост цен на эти товары выше, чем задекларированный Госстатом показатель.

— Какие товары подорожают в ближайшее время? Вырастут ли цены на продукты?

— Не думаю, что на продукты цены резко вырастут. И связано это не только с хорошим урожаем. Сейчас производителям невыгодно повышать цены, поскольку они сталкиваются с сокращением спроса. Скорее всего, они будут снижать качество товаров. Так, производители продуктов будут использовать сырье более низкого качества, расфасовывать товары в дешевые упаковки, чтобы ввести потребителей в заблуждение и хоть что-то продать. Под видом качественной продукции будут реализовывать менее качественную. Кризис, высокие цены всегда содействуют продаже некачественных товаров, злоупортеблению доверия покупателей, росту привлекательности рынка для теневых структур.

— Поднимется ли цена на импортные продукты питания?

— Стоимость импортных продуктов вырастет, причем это достаточно большой сегмент рынка. Возможно, даже некоторые украинские производители будут поднимать цены до уровня импорта. А если в определенном сегменте превалируют товары внутреннего производства, то производители будут более серьезно относиться к стоимости продукции. Но большинство компаний будут работать за счет большого оборота, а не за счет высокой наценки.

Какие действия в ближайшее время должно предпринять правительство для стабилизации цен на продукты, товары широкого потребления?

— В первую очередь – правительство не должно вредить. Кабмин не должен заниматься регулированием уровня цен. Его задача — обеспечить открытость, прозрачность и равенство правил игры на всех рынках, в том числе – пищевом. Если на рынке будут работать только компании, реализующие товар надлежащего качества и оплачивающие все налоги, будет хорошо и потребителям. Пока на рынке присутствуют компании, практикующие не цивилизованную конкуренцию, совершающие рейдерские захваты предприятий, а правительство закрывает на это глаза, до тех пор у нас будут проблемы в этом сегменте.

В целом правительство, на мой взгляд, должно отказаться от практики административно-силовых методов, а министерства должны заниматься своей непосредственной функцией – формированием и реализацией государственной политики в профильных сферах. Сейчас они занимаются чем угодно, только не разработкой законодательных, нормативно-правовых актов, якобы имплементацией этого же Соглашения об ассоциации, о котором много говорят, но никто ничего не делает.

Читайте также по теме