Украина — в преддверии нового повышения цен на нефтепродукты. По крайней мере, об этом заявляют некоторые СМИ. Якобы, в Мининфраструктуры лоббируют повышение акцизов на бензин и дизтопливо с «украинского до европейского» уровня. То есть, с нынешних 198 евро за тонну бензина до примерно 466 евро. Это предложение собираются озвучить на одном из ближайших заседаний Кабмина. К чему это приведет в интервью ГолосUA рассказал заместитель директора научно-технического Центра «Психея» Геннадий Рябцев.
- — Как подобное повышение отразится на рынке нефтепродуктов?
- Если эта информация не окажется «уткой», будет существенное увеличение цен на рынке. Это может негативно повлиять не только на рынок нефтепродуктов, как таковой, но и на Украину в целом. Предложения, касающиеся повышения акцизов, позволяют увеличить поступления в бюджет только в краткосрочной перспективе. Потом начинает работать негативная тенденция, поскольку нефтепродукты являются инфраструктурным товаром. В результате подорожание коснется всего: начиная от транспортировки, перевозок и заканчивая продуктами питания и услугами.
- Объемы потребления нефтепродуктов сократятся. К тому же, чем выше цены на рынке нефтепродуктов, тем привлекательнее он становится для криминальных структур.
- — Но министр инфраструктуры Владимир Козак заявляет, что акцизный сбор следует повысить для увеличения поступления средств в дорожный фонд для ремонта и строительства автодорог…
- Проблема в том, что до сих пор неизвестен и не разработан механизм распределения акциза. И почему-то никто этого делать не хочет. Сейчас акциз куда-то исчезает во всеобщем бюджете и оттуда реально ничего не выделяется на улучшение инфраструктуры.
- Когда ввели так называемый «налог на бензин», механизма его распределения не сделали. Дороги остались по прежнему с ямами, а дорожные службы из общего бюджета выпрашивают копейки.
- Поэтому даже если сейчас будет повышение акцизов, оно пойдет на латание не дорожных дыр, а каких-то других. Бюджетных … Ведь никто не знает, куда идут эти деньги. Никто не знает, почему они не пошли до сих пор ни на улучшение дорог, ни на повышение качества нефтепродуктов…
- — Хотите сказать, что даже если украинцы «затянут пояса» и будут больше платить за бензин, европейского качества дорог и бензина им не видать?
- Абсолютно… Еще раз повторюсь: нет смысла повышать акцизы, пока не будет механизма распределения этих денег.
- — Некоторые эксперты заявляют, что в случае повышения акцизов до европейского уровня, бензин подорожает на 6-7 гривен.
- Если реально стоимость акциза повысят до минимального в Европе, картина будет следующей: если, скажем, в Европе минимальный акциз составляет около 500 евро, а у нас почти 200 евро, и если он на 300 евро подорожает, это означает, что бензин подорожает где-то на 3 гривны. Поэтому не следует преувеличивать. В результате повышения акциза 6-7 гривен не будет в рознице. Хотя есть еще один важный момент. Еще есть предложение ввести пошлины на белорусские нефтепродукты. Если уж это решение будет принято, тогда можно говорить о том, что цена бензина вырастет на 7-8 гривен.
- — В случае повышения акциза сколько украинцев перестанут ездить на автомобилях?
- Сейчас наблюдается весьма интересная тенденция. Раньше ее не было на рынке. Трейдеры не обращали внимания на уровень доходов граждан в разных регионах. Они устанавливали цены, исходя из стратегии по всей Украине. Сейчас цены в регионах отличаются. Цены ниже в тех регионах, которые называются депрессивными. Например, на большие города: Киев, Донецк, Днепропетровск, Одессу, Харьков, Львов повышение акцизов вряд ли повлияет. Сомневаюсь, что там будет существенное сокращение спроса. Возможно, люди меньше будут ездить, начнут больше экономить. Но обвального сокращение спроса не будет. Что касается других регионов, там будет существенное сокращение спроса.
- Может повториться история, которая была во времена Горбачева. Тогда закон запрещал водку и появилось много домашнего «шмурдяка». Точно такая же ситуация может повториться с нефтепродуктами. В Украине появится большое количество тех, кто будет производить бензин или дизель неизвестно из чего и реализовать его в обход официальных структур и без уплаты налогов. В результате мы получим сливную яму в Украине.
- Такое развитие ситуации повредит, в первую очередь, партии власти. И чем глупее будут подобные решения, законы на уровне правительства и парламента, тем меньше вероятности, что партия власти сможет получить большинство на следующих выборах.
- — Как вы думаете, будет ли это решение в случае вынесения, поддержано Кабмином?
- Нужно в законодательстве закрепить механизм распределения денег. Нужно установить процент, который будет отчисляться на инфраструктуру. Мы действительно ездим и повреждаем дороги. Их нужно восстанавливать. Нужно, чтобы за это платили автомобилисты. Это нормальная мировая практика. Но у нас считают, что «нужно больше собирать, а не точнее распределять». Правильно было бы спросить с того самого министра инфраструктуры Козака, куда пошли деньги, которые выделяются «Укравтодору»? Почему у нас километр дороги стоит в десять раз больше, чем в Китае? Что за ямочный ремонт в стране? Надо на того же Козака натянуть каску, дать лопату в руки и пусть он поработает на дороге. И чтобы водители мимо него ехали и оплевали всего за то, что происходит на дорогах. Тогда он точно не будет выносить бессмысленные предложения на Кабмин и их не будут принимать. Ведь толку же от этого никакого…