Г. Рябцев: «В Украине некому пресекать желание монополистов повышать тарифы»

Сейчас в большинстве городов Украины действует единый тариф на отопление, в который включены все расходы,- даже содержание инфраструктуры. Платим этот единый тариф мы пока только в отопительный сезон. Однако уже скоро, следуя меморандуму с МВФ, мы будем платить за тепло и летом, ибо абонентскую плату разделят на весь год. Получается, что в отопительный сезон тепло будет дешевле. Как изменится тариф на отопление, и какой будет абонентская плата, зависит от методологии расчета, которую выберут в Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). О тарифной политике на тепловую энергию в нашей стране корреспонденту ГолосUA рассказал экономист Геннадий Рябцев.

— Геннадий, почему украинцам придется платить за отопление даже летом?

— Собственно говоря, это возврат к тому, что было раньше, когда каждый потребитель платил за тепловую энергию на протяжении  всего года. Потом почему-то стали считать, что если не предоставляются такие услуги, то их нужно сосредоточить только  в  отопительном сезоне. Однако когда тарифы были подняты в несколько раз и суммы оказались настолько астрономическими,  что для  замыливания глаз  решили разбросать эти суммы по году, чтобы они не были настолько бьющими по карману потребителя. При  этом, безусловно, не забыли и себя, любимых, поскольку это все распределение сумм, безусловно, будет сопровождаться повышением тарифов. То есть, если просуммировать плату за тепловую энергию на протяжении всего года после того, как она будет введена, то окажется, что конечный потребитель будет  платить больше. То есть распределение по году – это скрытое повышение. При этом с начала отопительного сезона тарифы будут  еще увеличены.

— Сколько будет  продолжаться это повышение  тарифов?

— Это повышение  тарифов будет  продолжаться до тех пор, пока не станет стимулирующим для  производителей — для тех компаний, которые предоставляют услуги.  Сейчас чем выше затраты этих компаний, тем выше их прибыли. В тариф вкладываются затраты на все. Они могут туда  в них вложить все, и НКРЭКУ утвердит эти тарифы без малейших колебаний. 

— Какая структура утверждает предельные уровни тарифов для  тепловой энергии?

— Предельные уровни тарифов для тепловой энергии утверждает НКРЭКУ, а на местах уже определяют местные администрации. Опять же система там постоянно изменяется, фиксированного тарифа нет. Это делается специально, чтобы  размыть ответственность.  После каждого повышения тарифов Кабмин начинает обвинять  местные органы власти, местные органы власти ссылаются на энергетических монополистов, на теплокоммунэнерго, а  те  разводят руками и говорят, что  они в  долгах как в  шелках из-за того, что  потребители не платят. То есть, во  всем виноват потребитель. В повышении  тарифов тоже виноват  потребитель. 

— В этой «мутной» водичке очень трудно разобраться… 

— Конечно. Ведь это 700 млрд грн, а сейчас даже больше. А учитывая то, что в некоторых тепловых сетях потери  достигают 70%,  и это не 7, не 10 и даже  не 15%. Иными словам, Украина греет окружающую среду 30 млн тонн угля  в  год.  То есть, мы добываем в год 30 млн т угля, которыми греем окружающую среду.  Безусловно, это потери  не только тепловых сетей, это все  потери, по  оценке специалистов. Это колоссальная сумма. Можно даже сказать, что мы отапливаем окружающую среду жизнями, поскольку за каждый миллион тонн  угля  уходит одна жизнь горняка. 

— Что вы можете сказать о субсидиях, которые будут  предоставляться украинцам по упрощенной схеме?

— Это «лапша на уши».  Во-первых, эту скидку —  700  грн  от Гройсмана – можно оспорить.  Это не 700 грн.  500 грн – это максимальная сумма. Во-вторых, это скидка только  для домохозяйств, а не для многоквартирных домов.  Причем это  те домохозяйства, которые топят  газом, используют  индивидуальный газовый котел. Если они  зимой что-то сэкономили, на  такую сумму наэкономили, то могут получить такую скидку.  Может быть, кто-то  что-то и получит.  Денег в бюджете особо  нет для этих целей. 

— О какой методологии расчета тарифа на отопление у нас  можно говорить?

— Не знаю. Сейчас говорится о том, что повысилась прозрачность определения тарифов. Да. Если вы зайдете на  сайт, условно говоря, «Киевэнерго» или любой другой сайт,  вы увидите там структуру тарифа – какой-то «блин»  или просто формочку, куда  нужно вбить метраж,  количество жильцов, еще чего-то, и вам выдается  результат, какую сумму вы заплатите. Все замечательно. Но  дело  в  том, что  там внутри в этой программе, знает только разработчик. Получается, что можно вводить любой коэффициент и никто ничего не сможет противопоставить, поскольку монополист он и есть монополист.  В европейских государствах существует  независимый арбитр, который пресекает эти  вот поползновения монополистов  «задирать»  тарифы.  В Украине такого независимого  арбитра нет.  Намедни «прокатили» комиссию по  выбору новых членов  НКРЭКУ по причине того, что эта самая коалиция заинтересована в сохранении  нынешнего состава комиссии.  Безусловно, этот состав устраивает  тех, кто  сидит сейчас «на рычагах».  Это просто  верх цинизма, когда  Президент может говорить о  том, что  он подписал указ о ротации членов комиссии, а такой не происходит. А кто  виноват, что  в Верховной Раде  не утвердили новый состав комиссии? Выходит, это не Президент  виноват, а парламент.   Неужели депутаты от  политических сил, которые «верховодят» в парламенте, голосуют уж так независимо?! Как скажут с  Банковой, так они и проголосуют.

Читайте также по теме