Г. Рябцев: «В Украине продолжит дорожать автогаз и бензин»

В Украине дорожает бензин, а с ним и остальные виды топлива, ГолосUA решил уточнить, с чем это связано и продолжат ли расти цены, спросив об этом у эксперта по вопросам энергетики Геннадия Рябцева.

—  Геннадий, действительно ли в мае ожидается дефицит дизтоплива?

— Нет, не ожидается.  Поскольку рынок Украины открытый, а дизельное топливо поступает более, чем из десятка источников, то говорить о дефиците этого ресурса не следует.  Существует два фактора риска. Первый – это то, что «Роснефть» до сих пор не определилась с трейдером, который будет поставлять дизельное топливо в Украину.  Второе – то, что на Мозырском НПЗ пройдет плановый ремонт, и на некоторых других НПЗ, которые являются поставщиками дизельного топлива в Украину, тоже состоятся ремонтные работы.  Однако то, что прекращены поставки топлива по нефтепроводу было известно несколько месяцев назад после решения СНБО. То есть о плановых ремонтах и прекращении поставок топлива было известно еще год назад.  К тому же, если компания имеет постоянные контракты, то никакие ремонты не являются основанием для прекращения поставок топлива. Потому что завод обязан их продолжать, в том числе во время планового ремонта. Кто разгоняет новость о грядущем дефиците неизвестно. Подозреваю, что это те, кто хотят заработать перед длительными майскими праздниками, когда традиционно торговля нефтепродуктами в опте замирает. Эти участники рынка пытаются разогнать спрос и создать искусственный ажиотаж для того, чтобы поднять цены на топливо и заработать на этом. Мы уже видим 5% подорожание бензина в опте, и это не предел. Это означает, что через неделю в Украине начнут расти цены на дизельное топливо в рознице. Здесь возникают вопросы к государству, которое, введя санкции против участников рынка, которые осуществляли поставки российского дизельного топлива в Украину, не позаботилось о создании стабилизационного запаса, который мог бы снять ажиотаж путем товарных интервенций. То есть реализации дизельного топлива из резервов. Однако, если непрофессионалы руководят страной, то граждане из собственных карманов вынуждены расплачиваться за их некомпетентность.

— Насколько может подержать бензин?

Если в опте цена выросла на 5%, то в рознице топливо тоже подорожает на 5% за литр. То есть цена одного литра бензина в средним вырастет на одну гривну. На отдельных АЗС ценники могут вырасти на 1,2 или 1,5 гривен. Используя тезис о дефиците топлива, участники рынка просто зарабатывают деньги.  Подорожание будет растянуто во времени.

— Как долго продолжат расти цены на бензин?

— Ажиотажный спрос и вся эта информационная кампания о дефиците топлива продлится до майских праздников. А рост цен на бензин будет продолжатся на протяжении всех майских праздников.

Однако Украина без топлива не останется. Все поставщики заинтересованы, в том числе и россияне, поставлять в Украину как можно больше нефтепродуктов. Кто будет поставлять в страну топливо и в каком объеме, станет известно после праздников.

— Спровоцирует ли рост цен на топливо подорожание проезда в общественном транспорте?

Конечно. Подорожает не только проезд, но и продукты. Все будут стараться заработать. Тем более, что у государства сейчас нет инструментов для мониторинга и определения, насколько экономически обоснованными являются те или иные цены. Никаких инструментов и рычагов нет. Никто мониторингом не занимается. Все службы, которые этим занимались, были ликвидированы. Поэтому торговые сети и маршрутчики будут использовать этот фактор для того, чтобы обосновывать рост цен. На самом деле, если копнуть, то марштутчики ездят на газу, но кричат о повышении цен на проезд после подорожания дизельного топлива. Тоже самое касается структуры себестоимости продуктов. Топливная составляющая там 5%. Если дизельное топливо подорожает на 5%, значит себестоимость продуктов увеличится всего лишь на 0,025%.

-Будет ли дорожать автогаз?

Да. Потому что это нам тоже его поставляют из РФ и Беларуси. Газ сейчас дорожает и продолжит дорожать. Автогаз вырастет в цене на 80 копеек за литр. Все будет зависеть от того насколько разгонят информационную компанию о дефиците топлива и автогаза.

Читайте также по теме