Марина Иванова
07:00 16/10/2015

Г.Рябцев: «Вместо автомобильного газа в Украине продают техническую смесь, предназначенную для ЖКХ»

Стоимость газа на киевских АЗС резко возросла. Цена газа на автозаправочных станциях Киева, принадлежащих крупным сетям АЗС, 15 октября колебались в пределах 9,30 — 9,69 грн. за литр. В то же время, на некоторых АЗС стоимость литра газа уже достигла отметки в 10,0 грн. за литр. При этом, несмотря на подорожание газа, на АЗС наблюдаются большие очереди, так как многие автовладельцы из-за роста цен на бензин оснастили свои авто газовыми установками. О причинах роста цен на газ корреспондент ГолосUA беседовала с заместителем директора научно-технического Центра “Психея” Геннадием Рябцевым.

-Геннадий, существуют ли объективные причины, чтобы стоимость газа на АЗС росла столь резко?

Дело в том, что о повышении стоимости сжиженного нефтяного газа шла речь уже две недели назад. Это было связано с проблемами поставок импортного топлива. Котировки оптовых партий газа «подскочили» на 10% еще в конце сентября, и еще тогда трейдеры заявили, что вынуждены будут поднять цены. Что и было сделано. При этом, стоимость сжиженного газа на украинском рынке была занижена. Поэтому сейчас есть все основания говорить о повышении цен не только до нынешних 9-10 грн. за литр, но и о возврате стоимости этого ресурса к уровню, наблюдаемому в начале лета.

-Почему возникли проблемы с поставками сжиженного газа?

-Возросла его стоимость на таможенной границе. Дело в том, что импортный сжиженный газ закупают страны Восточной Европы, использующие это топливо, в первую очередь, как теплоноситель — не для автомобильного транспорта, а для получения горячей воды, отопления. Поэтому зимой спрос на этот вид топлива возрастает. И поставщики выбирают, куда им выгоднее продавать этот ресурс.

-Но ведь цена сжиженного газа обычно привязывается к стоимости бензина…

-Это происходит только в случае, если на рынке существует конкуренция. А у нас рынок сжиженного нефтяного газа уже очень давно далек от цивилизованной конкуренции. По большому счету, сейчас рынок управляется одной финансово-промышленной группой. Раньше это были группы, ассоциировавшиеся с бывшей властью. А нынче только один олигарх-патриот, работающий очень хорошо, качественно. И зарабатывающий на одном литре газа, даже при заниженных ценах, процентов 30-50, в розничной реализации. В то время, как маржа бензина и дизельного топлива составляет не более 5-7%. При этом, оптимальное соотношение цен между бензином и сжиженным нефтяным газом, которое стимулирует продажи, и, одновременно, позволяет зарабатывать трейдерам — 1:2. Долгое время (а именно на протяжении последних трех месяцев) это соотношение составляло 33-40%. Поэтому восстановление этого соотношения вполне понятно.

-Почему же столь длительное время существовал дисбаланс, низкие цены на газ?

-Из-за намерения потеснить с рынка тех, кто продавал топливо ниже рыночной цены. Это компании, с которыми «боролся», а, скорее, делал вид, что борется, киевский мэр.

-Удалось ли потеснить ли с рынка такие «демпингующие» компании?

-Нет, конечно. Это была исключительно пиар-акция, как утверждали все эксперты. Пошумели, покричали, использовали коммунальные краны, чтобы все это демонтировать. Но две недели прошло — и количество заправок, с которыми боролись, увеличилось раза в полтора. Безусловно, при этом кое-кого из непосредственных конкурентов «съели», собственниками новых заправок стали другие люди.

-Каких цен на газ следует ожидать до Нового года?

-Можно ждать восстановления соотношения цены бензина к газу, как 1:2. Однако, в зимний период количество желающих заправляться сжиженным нефтяным газом снижается. Ведь это специфический ресурс, с ним очень сложно работать при температуре ниже нуля: труднее запускать двигатель.

К тому же, у нас не продается автомобильный пропан-бутановый газ (ПБА), а предлагается смесь пропан-бутановая техническая. То есть газ, предназначенный для коммунального употребления. Там достаточно много водяного пара, воды, примесей, которые при температуре ниже нуля образуют кристаллы, оседают в топливной системе и выводят ее из строя. Кроме того, соотношение между пропаном и бутаном в предлагаемом на украинских АЗС газе не позволяет без проблем запускать двигатель автомобиля зимой.

Читайте также по теме