Г. Рябцев: «Высокие цены на бензин пока выгодны государству»

Как заявил председатель Антимонопольного комитета Юрий Терентьев, на украинских автозаправочных станциях незаконно повышают цены на нефтепродукты, хотя Антимонопольный комитет еще 2 сентября рекомендовал АЗС не делать этого.

"Мы видим признаки того, что цены завышены. Связано ли это с антиконкурентными действиями субъектов – выясняем… Сейчас анализируем аргументы всех сторон. Против нарушителей будут открыты дела", – отметил он. По словам Терентьева, сети АЗС выразили несогласие с позицией регулятора. «Большинство субъектов рынка придерживается позиции, что их цены обоснованы рыночными факторами», – сообщил глава АМКУ. С просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся на рынке, корреспондент ГолосUA заместителю директора научно-технческого Центра “Психея” Геннадию Рябцеву.

— Геннадий, есть ли у АМКУ реальные рычаги влияния на участников рынка операторов нефтепродуктов?

— Все, что происходило в ходе “круглого стола”, где обсуждалась эта проблема, было направлено на формирование новых отношений между Антимонопольным комитетом и участниками рынка нефтепродуктов. Цель — налаживание конструктивного диалога и формирования понятных и одинаковых для всех правил игры, разработка методик оценки уровня цен, границ рынков.

— Как вы считаете, цены на бензин в Украине завышены?

— Существует субъективное мнение (по поводу уровня цен на бензин — ред.) представителей АМКУ, и есть мнение каждого из участников рынка. Эти мнения расходятся. У АМКУ нет методик, позволяющих оценить, каким должен быть уровень цен при значительной конкуренции.

— Такую методику создать сложно?

— Нет, для этого необходимо желание и информация о рынке. Которые, к сожалению, у АМКУ, 10-20-летней давности. Поэтому каждая компания сама определяет свой экономически обоснованный уровень розничных цен на топливо.

Главная задача АМКУ, по моему мнению — не столько борьба с завышенными ценами, сколько обеспечение конкурентных условий на рынке нефтепродуктов. Она предусматривает повышенное внимание не к тем операторам, у кого цены высокие, а к тем, у кого они низкие. Занижение цен, а также установление цен ниже себестоимости топлива, рассчитанной на границе, вызывает определенные подозрения. Такая компания или не платит налоги и сборы в полном объеме, или — вводит потребителей в заблуждение в отношении характеристик реализуемого топлива.

— А такой вариант, как получение сверхприбылей операторами рынка, вы вообще не рассматриваете?

— Да, задача любого субъекта хозяйствования — монополизация рынка и максимизация прибылей. Однако само государство не определило правила игры. При этом, структура розничной цены топлива сегодня такова, что из 100% стоимости 45% берет себе государство. Это — НДС, акциз, 5% сбор с розничной реализации, налог на прибыль.

— То есть, само государство не заинтересовано в том, чтобы бензин был дешевым? Поэтому и нет механизмов контроля?

— Да, согласен, это выгодно государству. Трейдеры кладут себе в карман лишь 5% от цены. Но те, кто не платит налоги и сборы, имеют возможность получить сверхприбыли в размере 5% плюс 45%, на которые они обманывают государство.

И вторая очень важная вещь: у нас органы власти и ранее, и сейчас не создают равные правила игры для всех, а предпочитают договариваться о каком-то уровне цен и качества топлива. В результате страдает потребитель. Нужны условия, чтобы не было оснований для появления кулуарных договоренностей. От них необходимо отказываться. У меня есть надежда, что новое руководство АМКУ все же пойдет по этому пути. 

Читайте также по теме