На украинских АЗС снова подорожало дизтопливо, подешевел газ для авто (до 11,72 грн.), а стоимость бензина осталась стабильно высокой. Литр бензина категории А-95 в среднем по Украине 11 января стоил 23,95 грн. В зависимости от заправок, цена на это топливо колеблется от 22,40 грн до 26 грн. То есть, сэкономить или переплатить можно до трех с половиной гривен. Литр дизельного топлива обходился водителям в среднем в 21,42 грн. А еще 10 января он стоил почти на гривну дешевле — 20,50 грн. О причинах колебания цен на рынке топлива корреспондент ГолосUA беседовала с заместителем директора найчно-технического центра “Психея” Геннадием Рябцевым.
— Геннадий, что происходит с ценами на АЗС?
— Растут в цене дизель и бензин. Но снижается стоимость сжиженного нефтяного газа.
— Почему наблюдается такая динамика цен?
— Рост стоимости бензина и дизеля объясняется повышением цен на границе. Плюс — ослаблением гривны. Понятно, почему продолжается рост цен на границе: это объясняется спекуляциями вокруг якобы достигнутого соглашения о сокращении добычи нефти странами ОПЕК и другими. Хотя подтверждений значительного сокращения добычи нет, но сам факт достижения такого соглашения очень эффективно используется финансистами, играющими на этих сообщениях. Но, поскольку существует жесткая привязка нефтяных котировок и котировок нефтепродуктов, естественно, что они дорожают. Цены в Европе повышаются. Украина завозит порядка 80% нефтепродуктов, а на границе все нефтепродукты подорожали. Этот рост в декабре составил около 15%. Нефтепродукты закупаются за доллары или евро. А с Нового года гривна слабеет, опять-таки, по непонятным причинам. Но это означает, что имеется второй фактор, подталкивающий цены к росту. Ведь топливо реализуется за гривны, а на налоги и закупку нефтепродуктов нужна валюта. Необходимо выручать больше гривны, чтобы закупить после праздников хотя бы то же количество нефтепродуктов. Имеется в виду бензин и дизельное топливо.
-И цены ползут вверх…
-Да, с конца декабря стоимость бензина выросла копеек на 50-60-70 на литре. То же касается и дизельного топлива. При чем, здесь еще добавился и фактор увеличения акциза. Вернее, его унификации. Но это, фактически, увеличение: поскольку для топлива Евро4 и Евро5 акциз для дизеля повышен на 30%. Для Евро3 такого нет, там даже присутствует снижение налоговой нагрузки, если учитывать НДС. Но Евро3 не завозят в Украину, поскольку технический регламент это запрещает.
— Есть ли потенциал для дальнейшего роста цен на топливо?
— Потенциал для их дальнейшего роста еще сохраняется. Если ситуация не изменится, то есть, по-прежнему будут дорогими нефтепродукты, гривна будет слабеть — мы можем увидеть еще «плюс» гривну к нынешним ценам уже в ближайшие недели.
— Что можно сказать о динамике цен на сжиженный газ?
— По сжиженному газу ситуация другая. Спрос на этот продукт со стороны автомобилистов сокращается, поскольку погода не способствует. Вообще, сжиженный нефтяной газ использовать зимой не рекомендуется, при температуре ниже плюс пяти градусов. К тому же, здесь налоговая нагрузка, наоборот, была выровнена, из-за того, что бутан перестал облагаться завышенным акцизным налогом. Налоговая нагрузка на пропан плюс бутан сократилась, и спрос сократился. Да и на оптовом рынке снизились цены. Поэтому сжиженный нефтяной газ сейчас вернулся к соотношению с бензином 51-52%, а был 55%. Эта тенденция может продлиться. Тем более, что нелегальные заправки по-прежнему могут работать, благодаря «оптимизации» налогообложения, то есть, неуплаты налогов и сборов в полном объеме. И они, конечно, будут рады принять на себя возросший спрос из-за того, что бензин дорожает. Ведь это «стимулирует» всевозможных таксистов, маршрутчиков, местных перевозчиков активнее использовать пропан-бутан, несмотря на холода.
— Какими могут быть цены на автогаз в дальнейшем?
— Если честно, и сейчас цены на сжиженный газ завышены. Он стоит примерно 12 грн. за литр, по бензину — около 23,6 грн. Это — индикаторы, которые мы рассчитываем через специальную систему. Если по бензину она однозначно указывает на рост, то для сжиженного нефтяного газа прогнозируется небольшое снижение. И оно, как раз, скорее всего, будет направлено на стимулирование спроса в этом сегменте рынка. Поскольку спрос серьезно просел из-за сезонного фактора. Кроме того, появился ресурс — как раз из-за того, что бутан перестал облагаться повышенным акцизным налогом. Его раньше не было, так как белорусский завод, ГПЗ, в свое время перешел на выпуск фракций, производил отдельно пропан и бутан. И нашим было невыгодно завозить их по отдельности, ведь бутан облагался акцизом на уровне бензина. За пропан платили 32 евро за тонну, а за бутан — 171,5 евро. Понятно, что это было сложно. Теперь этот барьер снят, так что белорусский ресурс появится на украинском рынке. А это будет способствовать снижению цен. Или, по крайней мере, сохранению их на нынешнем уровне.
— То есть, все благоприятствует тому, чтобы автовладельцы переходили на сжиженный нефтяной газ?
— В краткосрочной перспективе — да, однозначно. Но дальше — среднесрочная перспектива… Ведь бензин дорожает и в России, и в Беларуси. А импорт у нас сейчас примерно на уровне 70% на этом рынке. Из них 90% — это Россия и Беларусь. У них народ переходит на газ, а российский авторынок на порядок больше украинского. Если будет расти спрос на газ внутри РФ, его темпы будут выше, чем у нас. Естественно, весь ресурс будет сниматься внутренним потреблением. И нам нужно будет покупать газ у кого-то другого, например, у поляков или у литовцев. Но в Литве ресурса не так много, а поляки используют газ в котельных, поэтому он и востребован, и дороже. Когда в Украине ввели санкции и ограничили поставки российского топлива в Украину, нашим компаниям пришлось покупать ресурс в Европе. Он был где-то на треть дороже российского. Из-за этого цены на газ с 9 гривен за литр поднялись до 13 гривен. Так что в среднесрочной перспективе нельзя сделать однозначных выводов по поводу использования сжиженного газа, перехода на его использование.