Г. Вышлинский: «При росте тарифов абоненты могут лишь сменить мобильного оператора»

В последнее время многие заметили, что счета на их мобильных «тают» гораздо быстрее, чем примерно полгода тому назад. В чем же причина обострения «тарифной активности» операторов мобильной связи? Почему тарифы изменяются лишь в сторону повышения,  нередко без ведома самого абонента? Как потребители могут с этим бороться? Об этом корреспондент ГолосUA расспросил заместителя директора компании GfK Ukraine Глеба Вышлинского.

 — Глеб, что происходит с тарифами за услуги мобильных операторов в последнее время? Почему они стали расти, как на дрожжах?

 — В течение последнего года операторы очень активно повышают тарифы. Они это делают, пытаясь восстановить приемлемый для их акционеров уровень рентабельности.

 — Но доходы населения не растут. По словам экономистов, в стране – рецессия и дефляция. Есть ли основания для роста стоимости мобильной связи?

 — Рынок по количеству абонентов практически не увеличивается. Если говорить о приросте абонентской базы на протяжении прошедшего года – в первом квартале уровень проникновения был примерно 86%, а в четвертом квартале — 88%. Если же сравнивать четвертый квартал минувшего года с таким же отрезком времени еще годом ранее, прирост был на уровне 3-4%. То есть – рост довольно небольшой.

 Плюс – на протяжении последних лет, до начала ухудшения тарифных условий, операторы конкурировали за счет цены на свои услуги. Расходы при этом росли, поэтому их финансовые показатели ухудшались. Сейчас операторы достаточно активно, друг за другом, начали повышать тарифы.

 — Вы говорите о малом приросте количества пользователей. Но многие начали использовать сразу несколько СИМ-карт…

 — Рост количества используемых СИМ-карт связан с тем, что абоненты пытаются сэкономить на связи. В условиях, когда операторы повышают тарифы, они переходят на другие сети.

 — По вашим оценкам, как сильно подорожала мобильная связь в Украине?

 — Каково повышение тарифов в целом, сказать очень непросто. Это делается разными способами для разных групп абонентов: где-то через абонентскую плату, где-то через отдельные составляющие, отдельно для пользующихся разными тарифными планами. И просчитать это довольно сложно.

 — Насколько это законно?

 — Что касается изменений тарифного плана, который используется абонентом – оператор здесь может делать все, что угодно. Если вы являетесь абонентом предоплаченного сервиса, отношения с оператором определяются публичным договором, для данного тарифного плана описанным оператором. Соответственно, оператор может менять эти условия так, как он посчитает необходимым.

 По большому счету, это касается и классических контрактных подключений, например, того же «Укртелекома» по стационарной связи. «Укртелеком» точно так же повышает тарифы, не спрашивая абонентов, согласны ли они. Не согласны —  отключайтесь. Единственное отличие в том, что тарифы на стационарную связь регулируются, а тарифы на мобильную связь – нет.

 Этот вопрос юридически сложен. Очевидно, поскольку этим активно занимаются крупные операторы, они уже провели соответствующий юридический анализ, позволяющий им предпринимать такие шаги. Это – слишком большие «махины», чтобы ввязываться по мелочам в суды. Скорее всего, юридические основания для этого у них есть.

 — Кто контролирует рынок мобильной связи в Украине?

 — Если операторы делают подобные вещи одновременно, тогда это повод для того, чтобы Антимонопольный комитет искал признаки сговора между операторами. АМКУ систематически «дергает» операторов по этому поводу. Насколько эффективно – это уже другой вопрос. Вообще контроль этого рынка исторически «завис» между АМКУ и Национальной комиссией регулирования связи. И, насколько я понимаю, этот вопрос еще окончательно комиссии не передан.

 Конечно, контролировать это должна Комиссия, так как рынок определяется не монопольными правилами, а правилом существенной рыночной доли. Для таких операторов должны устанавливаться рыночные ограничения.

 — Как же бороться с ростом тарифов абонентам?

 — Повышение тарифов одним оператором должно подталкивать абонента к рассмотрению других, более выгодных, предложений. Есть и старый способ: пытаться всячески отравить жизнь оператору, например, писать жалобы Президенту. Но более эффективно, как мне кажется – искать другие предложения.

Читайте также по теме