Г.Янченко: «В Украине борьба с коррупцией остается инструментом для политических игр»

С 1 октября 70 детективов Национального антикоррупционного бюро Украины начали работу. По словам главы НАБУ Артема Сытника, уровень средней зарплаты детективов в  31 тысячу гривен позволит снизить коррупционные риски для сотрудников, и у бюро в ближайшее время будут все необходимые ресурсы, чтобы задержать чиновника любого ранга. Депутат Киевсовета, основатель Антикоррупционного штаба Киева Галина Янченко в интервью ГолосUA рассказала об оценке уровня политической, административной и бытовой коррупции в Украине, а также о том, как обществу бороться со злоупотреблениями должностных лиц.

— Как вы оцениваете уровень политической, административной и бытовой коррупции в Украине на данный момент?

— Все познается в сравнении. Могу сказать на примере Киева, что после  Евромайдана ситуация изменилась, но преимущественно поменялся «фасад» системы. К примеру, граждане получили доступ к пленарным заседаниям, также к их видеозаписи, к просмотру стенограмм. Соответствующая информация стала более открытой. Но поскольку одной из основных предпосылок для административной и политической коррупции является бюрократия, а в законах практически ничего не изменилось, то по сути система остается коррупционной. Взятки, в том числе в крупных размерах, продолжают давать и брать. В подтверждение этого  свидетельствует ряд коррупционных скандалов. В то же время отмечу, что уровень бытовой коррупции уменьшился, поскольку в этом случае люди чаще, чем у них начинают вымогать, сами первыми предлагают деньги, чтобы ускорить решение дела. Подобная мотивация в обществе снизилась.

— 11 сентября главу Госслужбы занятости Ярослава Кашубу задержали в служебном автомобиле в Киеве по подозрению в получении взятки в размере 622 тысяч гривен. О каких размерах взяток, по вашим оценкам,  идет речь на уровне местной власти?

— Все зависит от сферы. Проиллюстрирую ситуацию примером, который недавно попал в СМИ. Как сообщили масс-медиа, в августе во время обыска в кабинете депутата Киевсовета, который возглавил рабочую группу по проверке газовых заправок, правоохранители нашли около миллиона гривен. На основе обыска было возбуждено уголовное дело. Очевидно, что такие суммы и такие дела – это коррупция среднего или  ниже среднего уровня. Но и в огласке подобных дел, если они не связаны с устранением политического оппонента, можно увидеть позитив. Ведь во времена Януковича на сайте ГПУ и других силовых ведомств можно было найти аналитические записки по результатам антикоррупционных расследований за весь год, в которых уличались собственные сотрудники, взявшие взятку в размере от нескольких сотен гривен до нескольких тысяч гривен. Речь шла лишь о мелком взяточничестве. В то же время, на данный момент уголовные дела вследствие больших взяток и политической коррупции также не открывают. Нет ни одного подобного дела против бывших «регионалов», экс-госслужащих, лиц из санкционного списка. Подозреваемым предоставляют возможность выехать за границу. Мы видим примеры неудачной работы ГПУ уже под руководством Виктора Шокина.

— Президент Европейской бизнес ассоциации Украины и генеральный директор инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала заявил, что в нашей стране хотелось бы увидеть такую работу, как показывает последние несколько лет Антикоррупционное бюро в Румынии. По его словам, там «наступили на многих политиков и некоторых посадили». На ваш взгляд, что и кто тормозит борьбу с коррупцией в Украине?

— Как церковь когда-то отделилась от государства, так и борьба с коррупцией должна быть независимой от политических решений. Со времен независимости борьба с коррупцией в Украине так и не стала инструментом правоохранительных органов, а остается инструментом политиков. По моему мнению, большинство серьезных решений проводится «в ручном режиме», иначе мы видели бы, по меньшей мере, десяток уголовных дел и судебных процессов по лицам из санкционного списка, а не «любовались» бы ими на заграничных курортах на фотографиях в СМИ. Те, кто отвечает за текущую ситуацию и в то ж время могут и должны ее менять – это Президент Украины, премьер-министр, руководители фракций. От них зависят правила игры. Думаю, что этим господам стоит показать настоящую работу, волю к борьбе с коррупцией, иначе можно прогнозировать, что возвращение ПР – «не за горами». Если новая власть не покажет эффективность реформ, это может привести к ее поражению на очередных или внеочередных выборах.

— Вы возлагаете надежды на деятельность НАБУ и антикоррупционной прокуратуры в Украине?

— В Украине сложно создавать новые органы, реформировать старые, поскольку это зависит от исполнительной и законодательной ветвей власти. Но я возлагаю определенные надежды на то, что НАБУ и антикоррупционная прокуратура будут независимы и смогут, по крайней мере, дела по административной коррупции доводить до судов. Если представители новосозданных органов захотят, то войдут в историю Украины в позитивном смысле. Надеюсь на их амбиции, профессионализм и моральные качества.

— По словам директора Артема Сытника, наиболее коррумпированные сферы в Украине на центральном уровне – это госзакупки и суды…В то же время независимые эксперты редко рассказывают о схемах коррупции…

— В каждой сфере госзакупок своя специфика коррупции, которая накладывается на базовую схему под названием – «договорняк». Почти 100% участников и заказчиков тендеров прибегают к этому. Это тот пример, когда сама система построена таким образом, что практически невозможно принять участие в некоррупционном тендере.  Далее на схему «договорняка» накладываются проблемы переплат, некачественных и отсутствующих услуг и так далее. Бюджет всегда утверждают с дефицитом, кому-то бюджетных средств не хватает, потому якобы выгодно договориться и заплатить «откат», чтобы на покрытие тендера деньги в конце года были.

— Каковы результаты работы Антикоррупционного штаба Киева, деятельность которого начиналась с того, что проводился мониторинг государственных закупок, а далее была создана антикоррупционная карта Киева?

— В рамках мониторинга мы обнаружили очень много нарушений в закупках для ремонтных работ в столице, в том числе – для жилых домов, детских садов. Мы решили изучить все уровни ремонтных работ, которые были осуществлены в 2014 году, написали запрос и получили 76 страниц информации о 1500  объектах, а также перечень работ на 300 млн. гривен. Мы перевели 76 страниц текста в карту в электронном виде, и каждый киевлянин может проверить, к примеру, был ли утеплен его дом, как об этом отчитались чиновники. Один из первых объектов, по которому получили обратную связь  от горожан, был жилой дом в Голосеевском районе, на утепление которого якобы потратили 150 000 гривен. Присутствовали все акты выполненных работ, но в доме не было сделано абсолютно ничего. Мы написали депутатское обращение в ГПУ, было открыто уголовное дело и через два дня дом утеплили почти полностью. Очень часто мы фиксировали завышение цен заказчиками. В ближайшее время антикоррупционная карта будет дополнена 2500 объектами, на ремонт и утепление которых, по словам чиновников, в 2015 году предусмотрено более 500 млн. гривен. Мы на данный момент ищем ресурс, чтобы электронную антикоррупционную карту перевести в бумажный формат, и на каждом доме появилось объявление о том, какие работы в нем де-юре проводились. Хотим, чтобы каждая пожилая жительница дома, которая не знает, что такое Интернет, присоединилась к антикоррупционной борьбе.  

— Вы являетесь членом земельной комиссии Киевсовета. На местном уровне вопросы землеотводов называют одним из «самых лакомых кусков пирога» для коррупционеров наравне с бюджетом и коммунальной собственностью.  Расскажите о сомнительных землеотводах, которые имеют место на данный момент…

— Земельные вопросы в столице — яркий пример того, когда изменен «фасад» системы, но коррупционные проблемы остались. Прежде всего, речь идет о злоупотреблениях возможностью коммунальных, государственных предприятий, органов власти получать земельные участки без аукционов, часто без уплаты аренды. В Киеве за последний год более 10 значительных по размерам земельных участков были отведены силовым ведомствам под строительство жилых комплексов, хотя понятно, что это не является их первоочередной задачей.

— Речь шла якобы о служебных квартирах?

— Теоретически да, но в этих случаях используется лазейка в законе и по коррупционной схеме нанимается строительная компания, которая «снимает все сливки», затем передавая государственному или коммунальному предприятию лишь 5-15 % квартир. Это схема быстрого вывода коммунальной земли часто для коммерческих нужд. Еще одна проблема в Киеве, других городах, в том числе в Одессе – это застройка берегов и зеленых зон, а также дорожных развязок. В Киеве речь идет о целом ряде подобных проблемных землеотводов, которые фигурировали в СМИ. Это и развязка на Осокорках, и застройка берегов на Никольской Слободке. В таких случаях речь идет о нарушении закона, на которое чиновники не пойдут без определенной материальной мотивации. Могу сказать, что в чиновничьем аппарате столицы продолжается коррупция. Остается те же люди, те же правила игры, высокий уровень бюрократии. Лишь перед выборами сменен главный архитектор Киева, но не произошло изменений в руководстве земельного департамента. 

— Как вы оцениваете выделение в Киеве земельных наделов участникам АТО? В СМИ сообщалось, что, к примеру, военнослужащим предложат землю, зарезервированную под кладбище…

— В Киеве существует рабочая группа по вопросам АТО, которая осуществляет прием граждан, и, как в большинстве населенных пунктов в столице принимаются решения по землеотводу, но не считаю, что они оптимальны. Так, семьям бойцов АТО было выделено более 11 гектаров земли  на Левом берегу в Быковнянском лесу. Этой земли хватило, чтобы обеспечить около 100 семей. Подчеркну, что участки расположены в лесу. Там нет ни то, что никаких коммуникаций – канализации, электроэнергии, дорог. Что мотивировало тех, кто принимал подобное решение? Они выбрали наиболее легкий и быстрый путь для решения вопроса? Либо же и здесь просматривается коррупционный след. Ведь землю, на которой сложно построиться, значительно легче  и дешевле выкупить у семей погибших воинов АТО. В то же время я предлагала семьям бойцов образовывать кооперативы и предоставлять им земельные участки меньше по площади, но подведенные к коммуникациям, чтобы обеспечить большее количество семей и не создавать людям дополнительных проблем.

— В «Укравтодоре» неоднократно заявляли, что основным источником финансирования строительства, реконструкции и содержания дорог является акциз с топлива. По словам министра инфраструктуры, в 2016 году будет создан специальный фонд для отчисления 100% сбора на финансирование дорог. При этом, по словам экспертов, повышение данного акциза в условиях спада экономики может усугубить кризис, а около четверти всего топлива в стране и так «в тени»…

— Конечно, качество дорог оставляет желать лучшего, и я вижу в этой проблеме две ключевые составляющие. При любом ремонте часть средств разворовывается, а также неэффективна стратегия распоряжения оставшимися средствами. Бесполезное расходование финансов и хищения свидетельствует, что деньги, собранные, в том числе по акцизам, не решают проблему комплексно. Как консерватор, я против повышения налогов, особенно, когда страна находится в экономическом кризисе. Наоборот, нужно уменьшать налоги и максимально способствовать развитию бизнеса.

— Ваша оценка деятельности «Киевавтодора»?

— Любая структура с большим бюджетом может быть одной из самых коррупционных. Деятельность «Киевавтодора» относительно содержании дорог в надлежащем состоянии была под большим вопросом. В этом году несколько изменилась стратегия — от ямочного ремонта, на который тратится значительная часть средств и который не решает проблему комплексно, перешли к более капитальному ремонту. Хотя несколько месяцев назад один из заместителей Виталия Кличко предложил опять переориентировать стратегию по капитальному ремонту на «латание» междворовых проездов… Расследованием хищений в крупных объемах в данной сфере Антикоррупционный штаб Киева планирует заняться в следующем году.

— По результатам работы Антикоррупционного штаба Киева в 2015 году возбуждено 5 уголовных дел. В коррупционных случаях, которыми занят Центр противодействия коррупции, фигурируют 435 человек. Сколько же коррупционеров в действительности сейчас при власти?  

— В 2012 году в СБУ утверждали, что 10-15 % расходной части госбюджета используется неэффективно или раскрадывается. Сейчас сложно оценивать ситуацию, но коррупция в стране будет процветать до тех пор, пока мы позволим ей процветать. Власть никогда не имеет границ и останавливается ровно там, где ей позволяет остановиться община. Коррупция существовала, существует и будет существовать во всех странах —  от западных до развивающихся. Необходимо создавать предпосылки для уменьшения ее уровня, а также негативного влияния на повседневное качество жизни каждого гражданина. Тогда ни новые политики, ни чиновники из команд прошлого не будут иметь условий для занятия коррупцией.

Читайте также по теме