В сложившейся ситуации в Украине мы все чаще слышим, что люди не оставляют наедине с бедой тех, кому безотлагательно нужна помощь. Добрые дела осуществляют и поодиночке, и объединяясь в группы. О природе милосердия и альтруизма ГолосUA узнал у психолога Галины Хомич, которая поделилась своим видением бескорыстного, как выяснилось, порой лишь на первый взгляд, поведения человека.
-Галина, как вы оцениваете уровень взаимопомощи в Украине в наше время? Достаточно ли людей, готовых «подставлять плечо» в трудную минуту в сложившейся ситуации?
— В стране значительно выросло количество добрых дел и проявлений милосердия. В основе желания помочь лежит все-таки самый мощный инстинкт самосохранения, а также материнский инстинкт. Милосердие базируется на чувстве альтруизма – человеколюбия, любви к такому же, как сам. Оно всегда возрастает, когда человек понимает, что конкретно от него многое зависит. Большую роль играет и возросшее чувство патриотизма. «Сохраняя страну, я сохраняю себя», — так, люди начали идентифицировать себя со своей страной. Думаю, что милосердие присутствовало в украинцах, но не было ситуации его проявить.
-То есть для психики человека характерно делать добрые дела?
— Это зависит от жизненных сценариев, семейных традиций, убеждений, ценностных ориентаций. Я приверженец той точки зрения, что для того, чтобы делать добрые дела, нужно хорошо жить самому. При этом более всего отказаться от материальных благ в пользу добрых дел готова интеллигенция, которая составляет до 20 % общества. Чем выше будет уровень культуры и образования, тем значительнее и уровень милосердия. По большому счету, какая разница, какое убеждение лежит в основе мотивации человека? Кто-то путем добрых дел хочет возвысить себя из-за детских комплексов. В некоторых странах, где в случае благотворительности платят меньше налогов, решают, что лучше помогать людям, чем платить государству. Кто- то делает добро из-за развитого чувства долга, у кого-то действительно возникает сильное чувство эмпатии, а кто-то просто чувствует себя нужным, помогая другим и занимая свободное время. Если же люди верующие, то для них все решает постулат, что такую добродетель хочет видеть в нас Бог.
— Стоит ли развивать в себе добрые порывы?
— В психотерапии известен прием «помоги другому — поможешь себе». Так работает метод переключения. Занимаясь чужими вопросами, становится легче, потому что не думаешь настолько сосредоточенно о собственной проблеме. Можно практиковать хотя-бы практику эмпатийного слушания (эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека – ред.) . Это — начальная стадия для любой психологической помощи. Просто выслушайте внимательно историю другого человека, а далее вы попытаетесь встать на место своего визави, но в этот момент, милосердие может не сформироваться, а пропасть.
-Что же происходит в голове и душе того, кто хотел помочь, на самом деле?
— Если чувствуешь, что другой человек поступил более смело, мужественно, понимаешь, что никогда не смог бы так, как он. Как только появляется тема превосходства, возникает желание «выйти из ситуации», а не помогать. Поэтому я твердо убеждена, что милосердие – обоюдный процесс. Сторона, которой нужна помощь, поддержка, должна признать, что обращается к конкретному человеку, которому доверяет, считает его благородным. Даже призывы о помощи, которые сейчас звучат с экранов телевизоров, должны быть более конкретизированы.
— Недавно я стала свидетелем ситуации в аптеке, где клиентов просили дополнительно к своей покупке приобрести медикаменты для раненых на Донбассе. Одна девушка убедительно заказывала необходимые лекарства из предложенного на входе волонтерами списка, но как только рядом стоящий мужчина пристыдил благотворительницу замечанием, что из-за нее выросла очередь, сразу же прервала покупку, извинилась и ушла. Почему добрые порывы так легко купировать?
— Я придерживаюсь психотерапевтического подхода к данному вопросу Эрика Берна и Адлера. Согласно их теории, у каждого человека до 7 лет закладывается определенный жизненный сценарий, который в идеале должен быть смешанным, но это — редкость. Если у вас работает сценарий «радуй других», вам легче быть милосердным, но очень важно периодически получать ответную реакцию в виде благодарности. Если никто не говорит: «Спасибо», долго не продержитесь. Если работает сценарий «будь совершенен», человек может даже не взяться за помощь кому-либо, засомневавшись, достаточно ли времени или сил. Если главенствующий сценарий «старайся», люди хватаются за разные дела, в том числе, и добрые. Им приносит удовольствие сам процесс. Таких людей — большинство. Если бы в аптеке этой девушке сказали : «Какая вы умница, побольше бы таких, как вы», она бы может еще два списка отоварила для других. А она попросту обиделась, и никто из очереди ее не поддержал в добром порыве.
— Сейчас даже некоторые дети разбивают копилки, чтобы помочь. Как правильно прививать им любовь к благому с раннего возраста?
— Даже когда родители читают сказку, важно обращать внимание чада на героя, который понравился, спрашивать, чем именно, и смог бы ребенок поступить, как он. Вообще же милосердие тесно связано с самооценкой. Неуверенный в себе человек будет проявлять его пассивно, просто сочувствовать другому, и говорить об этом. Нужно же, чтобы включалась эмоциональная составляющая, тогда появляется психологическая готовность помочь. Потенциальных волонтеров нужно выискивать, обращаться к ним по имени или имени-отчеству и говорить: «Нам нужны именно Вы», тогда большинство отзовется. Существует известный эксперимент: человек намного быстрее получит помощь на малолюдной улице при нападении, ведь те, кто там находятся, понимают, что кроме них некому больше помочь. Если на вас нападают, не просто кричите: «Помогите», а старайтесь обратиться к конкретным людям. Главное, чтобы включалось активное милосердие, на поведенческом уровне.
— Надолго ли, по-вашему, хватит милосердия украинцев?
— Конечно, в первые дни люди больше бросаются на помощь. Далее развивается эффект привыкания, эмоция спадает. Здесь многое зависит от журналистов. Нужно просить о помощи для конкретных людей, и путь ее оказания должен предлагаться простой. К примеру, перечислить деньги, позвонив на номер из 3 цифр, а не запоминая нереально длинный расчетный счет. К тому же, когда видят, что богатые особо не участвуют в жизни общества, люди начинают думать, что все жертвы лишь для передела ими собственности. Если потеряется надежда, появится разочарование, которое подрывает милосердие. Может развиваться длительный стресс, тяжелая депрессия.
— Не получится ли так, что социально незащищенные категории из других регионов страны, ощутят на себе отток милосердия из-за большего внимания к проблемам Востока?
— Они уже получают его меньше, но будут терпеть. Многие из них сами перечисляют, сколько могут денег для сограждан. Здесь должны включаться социальные службы, чтобы не получилась ситуация: «одних спасаем, другие погибают». Каждый, прежде всего, должен позаботиться о себе. Трудоспособным людям следует заботиться о стране на своем рабочем месте, а дальше уже думать о другой помощи. Чтобы не получилось, что человек идет на неоправданный риск, а затем забота о нем ложится на плечи других. Каждый должен решить, где от него больше пользы.
— И все-же как помогать правильно?
— И в Библии написано, что помогать следует тому, кто обратился за помощью. Если же вам просто кажется, что кто-то нуждается в поддержке каким-либо способом, то нужно спросить человека, действительно ли вы не ошиблись. Спросите: «Какой конкретно помощи ты ожидаешь от меня?». Что касается милостыни, это – расхожий вопрос, ведь человек привыкает к тому, что он слаб, особенно – дети, которым подают. Лучше помочь не деньгами, а отвести накормить или одеть и обуть. Если вести речь о хосписах, то даже близкие не выдерживают длительного периода милосердия, потому что и из них уходит жизнь вместе с болезнью близкого человека. Бывает, что они начинают проявлять агрессию. В связи с этим хосписы очень важны. Самое главное – не только помогать самому, а находить единомышленников, расширять сеть волонтеров, убеждать их в необходимости такого поведения. И удивляешься – оказывается люди просто ждут, когда их попросят помогать.
— Удивительные вещи…
-Есть более пассивные люди, есть более активные. Следует различать интровертов, которых нужно «вытащить» на оказание помощи, а экстраверты готовы всегда сами предлагать поддержку. Появилась принцесса Диана, и в мире начался бум волонтерства. Нужно, чтобы кто-то показал пример. Хотя бывают и те, кто думает: «Ах, кто-то сделал это первым, не буду вторым или четвертым». Они будут искать что-то другое для себя. Очень важен уровень доверия в обществе, который нужно повышать, подкреплять, чтобы развивалось милосердие. Необходим закон обратной связи, возможность выговариваться публично, тогда снижается уровень агрессии, на место которой может прийти доброта.