Болезнь украинской политики прогрессирует: Рада показывает неспособность работать, власть и оппозиция на фоне евромайданов демонстрируют нежелание договариваться и прийти к конструктиву. Возврат к Конституции 2004 года подается парламентским меньшинством как панацея. Какие же интересы, кроме сужения полномочий Президента, преследует оппозиция, желающая вернуться к прежней редакции Основного закона, ГолосUA узнавал у народного депутата Украины III- IV созывов, председателя парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны (1998-2000, 2002-2006 гг.) Георгия Крючкова.
— Георгий Корнеевич, насколько сегодня оправданы инициативы об изменении Конституции?
— Конституция нуждается в совершенствовании. Дело не только в том, что слишком велики полномочия Президента. В украинских реалиях институт Президента не явился созидательным фактором для развития нашей страны. Все, кто приходил к власти, старались расширить полномочия, что лишь создавало условия для авторитаризма, нарушения прав человека. Другой вопрос: почему это сейчас делается и что за этим стоит? Сегодня фактически ведется борьба внутри одного и того же класса, только представителей других олигархических кланов, которые также будут грабить страну и осуществлять такую же политику в плане ее репрессивного характера.
Оппозиция уже добилась от нынешней власти больших уступок. В частности, возможность возглавить правительство одному из лидеров, а другому – определенный пост. Это говорит о переходе исполнительной власти в руки так называемой «оппозиции». А намерение вернуться к Конституции-2004 фактически означает ее стремление захватить всю власть в стране.
Но есть еще один аспект необходимости совершенствования Конституции. Исполнительная власть, по сути, у нас двуглавая: есть правительство и Администрация Президента, которая командует Кабмином, связывая его по рукам и ногам и не позволяя нормально работать. Именно по этой причине нужно менять структуру и форму управления государством.
— Под возвратом к редакции Основного закона-2004 часто понимают лишь сужение полномочий Президента…
— Возврат к прежней редакции Конституции будет означать, что у нас будет парламентско-президентская республика. Исходя из политического процесса, действующий Президент останется до 2015 года. Так называемой «оппозиции» важно, чтобы на этом этапе все вопросы, связанные с формированием правительства и власти в регионах, решал парламент. Видимо, там рассчитывают, что, как только они возглавят исполнительную власть, немалая часть депутатов от ПР перебежит к ним – у них будет большинство, и они смогут решать все вопросы.
— К чему может привести страну возврат к парламентско-президентской форме правления, учитывая работу Рады седьмого созыва?
— Власть перейдет к так называемой «оппозиции». Это приведет к радикальной смене курса внешней политики, отказу от многовекторности и внеблоковости. Далее – подписание соглашения об Ассоциации с ЕС и вступление Украины в НАТО. Как следствие, выдворение Черноморского флота с территории Украины, дальнейшее сворачивание экономических, научных связей с Россией, запрет Компартии и других организаций, репрессии, фактическое, а может и юридическое провозглашение, по сути, неонацистской идеологии как господствующей и государственной.
Я не говорю об экономических аспектах! К власти рвутся те, кто уже там был и кто проявил свою абсолютную бездарность. А неизбежный разрыв с Россией повлечет за собой настолько отрицательные последствия, которые трудно себе представить. Даже если Европа предоставит нам кредиты, то под определенные условия. Выполняя требования МВФ, была продавлена пенсионная реформа, навязана реформа здравоохранения. Они диктуют, какой должна быть цена на газ и электроэнергию для наших людей, какой должна быть оплата за жилищно-коммунальные услуги. Нашу страну ожидает фашистский режим, и люди должны это знать.
— Неэффективная Рада не сможет управлять государством. Следовательно, вопрос перевыборов актуален?
— Если сегодня будут новые выборы, они не дадут лучший парламент. Выборы сегодня – настолько обоюдоострый инструмент, что на них может порезать руки любая сила: и та, и другая. Поэтому разговоры о роспуске депутатского корпуса — обоюдный шантаж. Работы не будет до тех пор, пока одна сила не займет господствующее положение. Оппозиция не успокоится, пока не убедится в том, что у нее нет перспективы полной победы, либо пока полностью не захватит власть. А это очень реально, так как нынешняя власть пошла по пути уступок, которые, впрочем, не удовлетворяют оппозицию: она видит, что давление дает результат, и выдвигает все новые требования, ведущие страну к расколу и катастрофе.
— Учитывая реалии, каковы должны быть изменения в Конституции?
— Считаю, что должен быть упразднен пост Президента. Нам достаточно одного центра исполнительной власти. Второе – ликвидировать должности глав администраций в областях и районах. Представительским органом будет совет, в подчинении которого — исполнительный комитет. Эти структуры будут выполнять все функции, связанные с выполнением закона. Третье – необходимо перейти к федерализации.
У нас есть несколько регионов, кардинально отличающихся друг от друга по языку, культурным ценностям и традициям. Эти различия настолько глубокие, что они раскалывают страну, и если более агрессивная часть попытается навязать свою позицию всему народу, — это опасно: протестные настроения будут лишь усиливаться. Поэтому нужно провести федерализацию и дать низовым региональным органам полномочия. Хотят они иметь своих героев, пусть поживут с ними! Это основные направления, по которым нужно идти.