На днях руководитель палестинского радикального движения «Исламский джихад» Абдалла аль-Шами заявил, что его организация полностью готова к масштабному противостоянию с Государством Израиль, и в рамках очередной «интифады» сможет остановить расширение израильских поселений в районе Сектора Газа. В качестве демонстрации серьезности своих намерений палестинцы только за последнюю неделю выпустили по территории Израиля не менее десятка самодельных ракет. Ответом Тель-Авива на эти действия террористов стала массированная бомбардировка объектов террористов в Газе и ее окрестностях. Чем именно может закончиться новый виток насилия на Ближнем Востоке, ГолосUA расспросил у арабского политического обозревателя Хасана аль-Дами.
— Господин аль-Дами, можно ли сейчас однозначно говорить, что конфликт между Палестинской автономией и Израилем достиг так называемой «критической отметки»?
— Безусловно, нет. Активизация арабов в определенной степени была связана с прошедшими в Израиле выборами, в ходе которых и действующий премьер Биньямин Нетаньяху, и его политические оппоненты сделали ряд довольно резких высказываний относительно организаций ХАМАС и «Хезболла». Помимо прочего, ситуацию усугубил израильско-ливанский пограничный конфликт, когда стороны «обменялись» ракетными ударами, а также заявления иранских духовных лидеров о намерении создать в Секторе Газа новую вооруженную шиитскую группировку. Однако вышеперечисленные факторы явно не приведут к открытым столкновениям.
— Но на административной границе Газы и Израиля проходят регулярные «показательные» акции протеста палестинцев, и эти акции действительно угрожают региональной стабильности…
— Да, каждые пятничные выступления палестинцев на границе собирают до пяти тысяч человек. Арабы забрасывают израильские блокпосты камнями, и даже открывают по солдатам огонь. В этой связи стоит отметить, что движение ХАМАС, которое фактически контролирует Газу, уже обратилось к демонстрантам с призывом не провоцировать израильтян на ответные действия. Это говорит о том, что руководство Сектора пытается предотвратить кровопролитие. Впрочем, сам ХАМАС на многих демонстрантов влияния не имеет – указанные акции поддерживаются экстремистским движением «Исламский джихад», который в буквально смысле этого слова одержим идеей новой «интифады». Далеко не последнюю роль в нагнетании напряженности играет и действующая в Ливане группировка «Хезболла». Если Израиль начнет против нее боевые действия, серьезно пострадает инфраструктура — как Сектора Газа, так и Западного берега реки Иордан.
— Что же, по-вашему, в этом контексте предпримет Тель-Авив?
— Совершенно очевидно, что на данном этапе он ограничится точечными ударами по подпольным заводам ХАМАС в Газе и базам «Хезболлы» в том же Ливане, а также Сирии. Но эти действия будут осуществляться исключительно в ответ на вылазки боевиков. Что касается арабо-израильских административных границ, то вступать в открытый конфликт с митингующими солдаты не станут.
— Но не так давно Нетаньяху не исключил возможности широкомасштабной наземной операции в Газе. Воплотит ли он этот план в жизнь?
— Не думаю. Сейчас Израиль занят проблемой формирования собственного правительства и парламента. По крайней мере, в течение ближайших нескольких недель от каких-либо громких военных операций он воздержится.
— Получается, шансы на мирное урегулирование обстановки есть?
— Есть, однако, для их воплощения в жизнь потребуется немало усилий, включая международное влияние. Новая арабо-израильская война маловероятна, но напряжение на Ближнем Востоке будет расти.