Вступительная кампания-2017 в Украине официально стартует 12июля, однако уже 29 июня можно начинать регистрировать электронные кабинеты абитуриентов и загружать туда приложения к документам о среднем образовании. Заканчивается регистрация в 18.00 25 июля. В 2017 году абитуриенты могут подать до девяти заявлений на места бюджетного и регионального заказов не более чем по четырем специальностям. Традиционно, перед десятками тысяч выпускников школ остро встает вопрос, куда пойти учиться после школы – в какой вуз, на какой факультет, какую специальность выбрать, чтобы гарантировано найти работу. ГолосUA пообщался с президентом Киевского международного университета профессором Хачатуром Хачатуряном, чтобы узнать, какие специальности на сегодняшний день являются самыми перспективными, насколько высоко качество образования в украинских вузах и есть ли необходимость вообще стремиться к высшему образованию?
— Хачатур Владимирович, насколько востребовано высшее образование на сегодняшний день?
— Диплом необходим – он свидетельствует о кругозоре, образовании выпускника. Обязательно должен быть диплом, и должны быть критерии образования – чтобы выпускник овладел той частью знаний, фундаментальных, которая и позволит ему получить диплом. Советская система образования в этом отношении была чудесная. Лучше в мире не было, поэтому много было студентов-иностранцев, которые хотели получить наше образование. На сегодняшний день, к сожалению, идёт отток абитуриентов за рубеж.
— Учитывая рост популярности иностранного образования, каково качество украинских вузов и почему ни одно учебное заведение не вошло в сотню лучших в Европе?
— Европейское образование – это инновации, новые технологии, современные стандарты. Многие высшие учебные заведения Украины, к сожалению, не имеют достойной материальной базы, не всегда мобильны в изменениях и потребностях времени. Преимущество европейского образования — разнообразие учебных программ, мобильность программ, признание диплома во всех странах мира, поддержка научной деятельности и получения грантов, возможность планирования своего обучения с учетом возможностей участия в программах обмена студентами или прохождения преддипломной практики в любой стране Европы. Для отечественного студента это пока остается только мечтой. Кроме того, очень большое значение при определении рейтинга вуза имеет уровень научной деятельности и публикаций как результатов научных. Частные вузы сегодня могут конкурировать с европейскими – лидерские места они не займут, но конкурировать могут. Государственные же нет. В первую очередь, из-за безразличия. У них очень часто больше возможностей, чему частных, однако цели у руководства совсем другие. Если частные вузы стремятся, в первую очередь, к повышению качества, то руководство государственных вузов пытается удержаться на своем месте и чтоб его не трогали, не ругали. Там совершенно другая политика. Они подстраиваются под требования высшего руководства, они думают о себе, о своей должности. В частном вузе, чтобы человек был на высокой должности, он должен добиваться, трудится – тогда общее руководство будет его поддерживать. А стремиться быть хорошим для всех в частном вузе ничего не даст.
— Какие, по вашему мнению, самые перспективные специальности на сегодняшний день?
— IT — сфера является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей в мире и безусловным лидером по востребованности специалистов. Динамичное развитие этой отрасли и современных технологий станет причиной появления инновационных профессий, о которых сегодня мы пока даже не догадываемся. Пока же можно говорить о том, что будут востребованы разработчики. На протяжении уже нескольких лет специалисты этой профессии одни из наиболее дефицитных. Позитивный прогноз для специалистов медицины и фармацевтики. Быть здоровым и красивым сегодня модно и престижно, поэтому эти специальности остаются популярными. Еще одна причина увеличения востребованности этих профессий – развитие новых технологий и применение их в диагностике и системе лечения. Менеджеры и руководители направлений развития бизнеса пользовались спросом всегда. Они же популярны среди работодателей и сегодня. Хороший руководитель – залог успешного бизнеса. Работодатели хотят видеть в своих командах людей, которые готовы добиваться результатов, которые любят свое дело и высоко мотивированы развиваться, учиться и выполнять свою работу самым лучшим образом. Поэтому очень популярными остаются специальности, позволяющие приобрести управленческие качества. Очень часто эту специальность выбирают в качестве второго высшего образование.
— На какие факультеты вы ожидаете наибольший наплыв абитуриентов?
— Несмотря на то, что на сегодняшний день популярны менеджмент, информационные технологии, медицина и фармация, мы ожидаем хороший набор ещё на туризм, сценическое искусство, журналистику, право и международное право. Эти специальности всегда остаются в высоком рейтинге. Спрос есть на все. Из новых специальностей – это хорошо востребована стоматология, первый набор на которую был совершён в 2016 году. При университете открыта самая современная стоматологическая клиника с прекраснейшим оборудованием, которая служит клинической базой для стоматологического факультета. Среди новых международных сертифицированных программ: предпринимательский стартап; управление проектами; международное право: механизмы защиты прав человека.
— Действительно ли на сегодняшний день в Украине готовят сверх необходимого юристов и экономистов?
— Нельзя сказать, что их много. Тем более, качественных специалистов. Поэтому в тех вузах, где есть качество образования, всегда будут студенты, стремящиеся стать хорошими профессионалами в своей сфере и выиграть на рынке труда. Необходимо смотреть на рынок – рынок диктует, что делать, чему учить, где нужны специалисты. Это саморегулируемые организации, кроме, конечно, здравоохранения – там совершенно другое должно быть. Мы штампуем механиков-инженеров, и что они будут делать по окончанию вуза?
— Как украинские вузы, в частности не государственные, будут «выживать» в условиях серьезного снижения (на 40 тысяч) количества абитуриентов?
— Конкуренция – это хороший стимул для «выживания». Поэтому выживает тот, кто имеет команду, делает свое дело качественно, творчески, думает о развитии и прогрессе. Вузы сами будут закрываться. Уже сейчас многие объединяются, закрываются. Это касается и государственных учебных заведений, какие-то частные закрываются, потому что не выдерживают конкуренции, этот процесс будет идти. Главное, чтобы чиновники не мешали и не вмешивались в это дело. Не взяли и искусственно закрыли вуз. Они сами закроются. Ведь частных было много, и большинства уже нет – не выдержали конкуренции. Этот процесс должен идти все время.
— Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов при поступлении в вузы? Соответствует ли школьная программа современным требованиям?
— На мой взгляд, школьную программу надо совершенствовать, делать ее профильной. «Зубрёжка» для ВНО не приводит к глубоким знаниям. Нужно учить анализу, предоставлять возможность выбора для развития кругозора, подготовки к жизни и деятельности в новых цивилизованных условиях 21 века. Считаю, что школа должна быть в некоторой степени децентрализована, более автономна, а также большое значение имеет мотивация учителя, что даст возможность развиваться ему творчески и профессионально.
— Какие новые предметы необходимы в школе?
— Компьютерные и информационные технологии, азы, в школе необходимы, особенно в старших классах. Сегодня мы должны идти в ногу со временем. И конечно, очень важно обратить внимание на историю – дети сейчас вообще не знают истории, не знают, кто такой Ленин, кто Маркс. И это неправильно – это ж наша история, которую надо учить, анализировать, делать выводы, а не забывать об этом. Трудовое воспитание необходимо детям. Учебное и воспитательное идут параллельно, поэтому трудовое воспитание необходимо – я у себя в университете заметил, что сельские ребята более трудолюбивые, причем любят не только физический труд, но и умственный. В 90 процентах случаев, я заметил такую тенденцию. Поэтому трудовое воспитание очень много дает детям. Думаю, нужно что-то сократить, что-то поменять, но полностью отказываться от прошлого не стоит. В Японии, например, в школах уборщиц нет, а убирают дети с учителями. И японцы считают, это правильно, это необходимо.
Нельзя сокращать и физкультуру, потому что здоровье детей – это очень важно, потому что если ребенок будет с хорошими знаниями, но без здоровья, это тоже никуда не годится. Некоторые точные дисциплины можно сократить – но не так, как это предлагает Минобразование. Советское образование школьное, если убрать всю идеологическую составляющую, оно было прекрасным. Я много преподавал в других вузах, общался с молодежью, и утвердился в мысли, что наше советское образование было лучшим.
— Как вы относитесь к Внешнему независимому оцениванию? Считаете ли эффективным такой метод оценки знаний абитуриентов?
— Я противник этого в гуманитарных дисциплинах. В точных – да, но в гуманитарных важен анализ. Как его делать? Взял кнопку, нажал и все. Это анализ называется? Поэтому я не сторонник ВНО – я был бы рад, если бы были и тесты, и устный экзамен – если бы дали выпускнику возможность произвести анализ по географии, истории, литературе. Это, наверное, тяжело, и не хотят возиться. И до чего дошло дело: в 11 классе школьники вообще ничего не учат, а только тесты проходят. Я это запрещаю у себя в лицее, но я знаю, что в государственных школах только этим и занимаются. Мало того, родители еще нанимают преподавателей отдельно, которые опять ВНО занимаются уже после школы. Что это за глупость? Ну, сдадут немного хуже ВНО, но зато они научатся думать, это главное.