Мария Мамаева
07:00 05/07/2017

Х. Хачатурян: «Раньше в украинские вузы стремились иностранцы, а сейчас идёт отток наших студентов за рубеж»

Вступительная кампания-2017 в Украине официально стартует 12июля, однако уже 29 июня можно начинать регистрировать электронные кабинеты абитуриентов и загружать туда приложения к документам  о среднем образовании. Заканчивается регистрация в 18.00 25 июля. В 2017 году  абитуриенты могут подать до девяти заявлений на места бюджетного и регионального заказов не более чем по четырем специальностям. Традиционно, перед десятками тысяч выпускников школ остро встает вопрос, куда пойти учиться после школы – в какой вуз, на какой факультет, какую специальность выбрать, чтобы гарантировано найти работу. ГолосUA пообщался с президентом Киевского международного университета профессором Хачатуром Хачатуряном, чтобы узнать, какие специальности на сегодняшний день являются самыми перспективными, насколько высоко качество образования в украинских вузах и есть ли необходимость вообще стремиться к высшему образованию?  

— Хачатур Владимирович, насколько востребовано высшее образование на сегодняшний день?

— Диплом необходим – он свидетельствует о кругозоре, образовании выпускника. Обязательно должен быть диплом, и должны быть критерии образования – чтобы выпускник овладел той частью знаний, фундаментальных, которая и позволит ему получить диплом. Советская система образования в этом отношении была чудесная. Лучше в мире не было, поэтому много было студентов-иностранцев, которые хотели получить наше образование. На сегодняшний день, к сожалению, идёт отток абитуриентов за рубеж.

— Учитывая рост популярности иностранного образования, каково качество украинских вузов и почему ни одно учебное заведение не вошло в сотню лучших в Европе?

— Европейское образование – это инновации, новые технологии, современные стандарты. Многие высшие учебные заведения Украины, к сожалению, не имеют достойной материальной базы, не всегда мобильны в изменениях и потребностях времени. Преимущество европейского образования — разнообразие учебных программ, мобильность программ, признание диплома во всех странах мира, поддержка научной деятельности и получения грантов, возможность планирования своего обучения с учетом возможностей участия в программах обмена студентами или прохождения преддипломной практики в любой стране Европы. Для отечественного студента это пока остается только мечтой. Кроме того, очень большое значение при определении рейтинга вуза имеет уровень научной деятельности и публикаций как результатов научных. Частные вузы сегодня могут конкурировать с европейскими – лидерские места они не займут, но конкурировать могут. Государственные же нет. В первую очередь, из-за безразличия. У них очень часто больше возможностей, чему частных, однако цели у руководства совсем другие. Если частные вузы стремятся, в первую очередь, к повышению качества, то руководство государственных вузов пытается удержаться на своем месте и чтоб его не трогали, не ругали. Там совершенно другая политика. Они подстраиваются под требования высшего руководства, они думают о себе, о своей должности. В частном вузе, чтобы человек был на высокой должности, он должен добиваться, трудится – тогда общее руководство будет его поддерживать. А стремиться быть хорошим для всех в частном вузе ничего не даст. 

— Какие, по вашему мнению, самые перспективные специальности на сегодняшний день?

— IT — сфера является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей в мире и безусловным лидером по востребованности специалистов. Динамичное развитие этой отрасли и современных технологий станет причиной появления инновационных профессий, о которых сегодня мы пока даже не догадываемся. Пока же можно говорить о том, что будут востребованы разработчики. На протяжении уже нескольких лет специалисты этой профессии одни из наиболее дефицитных. Позитивный прогноз для специалистов медицины и фармацевтики. Быть здоровым и красивым сегодня модно и престижно, поэтому эти специальности остаются популярными. Еще одна причина увеличения востребованности этих профессий – развитие новых технологий и применение их в диагностике и системе лечения. Менеджеры и руководители направлений развития бизнеса пользовались спросом всегда. Они же популярны среди работодателей и сегодня. Хороший руководитель – залог успешного бизнеса. Работодатели хотят видеть в своих командах людей, которые готовы добиваться результатов, которые любят свое дело и высоко мотивированы развиваться, учиться и выполнять свою работу самым лучшим образом. Поэтому очень популярными остаются специальности, позволяющие приобрести управленческие качества. Очень часто эту специальность выбирают в качестве второго высшего образование.

— На какие факультеты вы ожидаете наибольший наплыв абитуриентов?

— Несмотря на то, что на сегодняшний день популярны менеджмент, информационные  технологии, медицина и фармация, мы ожидаем хороший набор ещё на туризм, сценическое искусство, журналистику, право и международное право. Эти специальности всегда остаются в высоком рейтинге. Спрос есть на все. Из новых специальностей – это хорошо востребована стоматология, первый набор на которую был совершён в 2016 году. При университете открыта самая современная стоматологическая клиника с прекраснейшим оборудованием, которая служит клинической базой для стоматологического факультета. Среди новых международных сертифицированных программ: предпринимательский стартап; управление проектами; международное право: механизмы защиты прав человека.

— Действительно ли на сегодняшний день в Украине готовят сверх необходимого юристов и экономистов?

—   Нельзя сказать, что их много. Тем более, качественных специалистов. Поэтому в тех вузах, где есть качество образования, всегда будут студенты, стремящиеся стать хорошими профессионалами в своей сфере и выиграть на рынке труда. Необходимо смотреть на рынок – рынок диктует, что делать, чему учить, где нужны специалисты. Это саморегулируемые организации, кроме, конечно, здравоохранения – там совершенно другое должно быть. Мы штампуем механиков-инженеров, и что они будут делать по окончанию вуза?

—  Как украинские вузы, в частности не государственные, будут «выживать» в условиях серьезного снижения (на 40 тысяч) количества абитуриентов?

— Конкуренция – это хороший стимул для «выживания». Поэтому выживает тот, кто имеет команду, делает свое дело качественно, творчески, думает о развитии и прогрессе. Вузы сами будут закрываться. Уже сейчас многие объединяются, закрываются. Это касается и государственных учебных заведений, какие-то частные закрываются, потому что не выдерживают конкуренции, этот процесс будет идти. Главное, чтобы чиновники не мешали и не вмешивались в это дело. Не взяли и искусственно закрыли вуз. Они сами закроются. Ведь частных было много, и большинства уже нет – не выдержали конкуренции. Этот процесс должен идти все время.

 Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов при поступлении в вузы? Соответствует ли школьная программа современным требованиям?

—  На мой взгляд, школьную программу надо совершенствовать, делать ее профильной. «Зубрёжка» для ВНО не приводит к глубоким знаниям. Нужно учить анализу, предоставлять возможность выбора для развития кругозора, подготовки к жизни и деятельности в новых цивилизованных условиях 21 века. Считаю, что школа должна быть в некоторой степени децентрализована, более автономна, а также большое значение  имеет мотивация учителя, что даст возможность развиваться ему творчески и профессионально.

— Какие новые предметы необходимы в школе?

— Компьютерные и информационные технологии, азы, в школе необходимы, особенно в старших классах. Сегодня мы должны идти в ногу со временем. И конечно, очень важно обратить внимание на историю – дети сейчас вообще не знают истории, не знают, кто такой Ленин, кто Маркс. И это неправильно – это ж наша история, которую надо учить, анализировать, делать выводы, а не забывать об этом. Трудовое воспитание необходимо детям. Учебное и воспитательное идут параллельно, поэтому трудовое воспитание необходимо – я у себя в университете заметил, что сельские ребята более трудолюбивые, причем любят не только физический труд, но и умственный. В 90 процентах случаев, я заметил такую тенденцию. Поэтому трудовое воспитание очень много дает детям. Думаю, нужно что-то сократить, что-то поменять, но полностью отказываться от прошлого не стоит. В Японии, например, в школах уборщиц нет, а убирают дети с учителями. И японцы считают, это правильно, это необходимо.

Нельзя сокращать и физкультуру, потому что здоровье детей – это очень важно, потому что если ребенок будет с хорошими знаниями, но без здоровья, это тоже никуда не годится. Некоторые точные дисциплины можно сократить – но не так, как это предлагает Минобразование. Советское образование школьное, если убрать всю идеологическую составляющую, оно было прекрасным. Я много преподавал в других вузах, общался с молодежью, и утвердился в мысли, что наше советское образование было лучшим.

— Как вы относитесь к Внешнему независимому оцениванию? Считаете ли эффективным такой метод оценки знаний абитуриентов?

— Я противник этого в гуманитарных дисциплинах. В точных – да, но в гуманитарных важен анализ. Как его делать? Взял кнопку, нажал и все. Это анализ называется? Поэтому я не сторонник ВНО – я был бы рад, если бы были и тесты, и устный экзамен – если бы дали выпускнику возможность произвести анализ по географии, истории, литературе. Это, наверное, тяжело, и не хотят возиться. И до чего дошло дело: в 11 классе школьники вообще ничего не учат, а только тесты проходят. Я это запрещаю у себя в лицее, но я знаю, что в государственных школах только этим и занимаются. Мало того, родители еще нанимают преподавателей отдельно, которые опять ВНО занимаются уже после школы. Что это за глупость? Ну, сдадут немного хуже ВНО, но зато они научатся думать, это главное.

Читайте также по теме