Євген Стеценко
15:35 23/01/2009

І.Акімова: Газові контракти перемогою не пахнуть…

Вже протягом декількох днів Прем’ер-міністр Юлія Тимошенко з екранів телевізора переконує українців в їхній перемозі на газових переговорах з Росією. Так чи не так це — з”ясується згодом: як казав класик, критерій істинності — практика. Однак підсумки цих переговорів дають підстави для ще одного висновку, щопрада, “негазового”: відтепер усім повинно бути зрозуміло, хто в Україні може „вирішувати” питання як з Росією, так і з Європою. Очевидно, це дає козирі у внутрішньополітичній боротьбі.

Втім, попри відмінність політичних поглядів, народний депутат від Партії регіонів, міністр економіки Опозиційного уряду Ірина Акімова в розмові з кореспондентом  Голос.UA Євгеном Стеценком намагалась не акцентувати на політичному аспекті, оцінюючи  газові угоди між російським “Газпромом” і українським “Нафтогазом”.

Ірина Акімова: 

“Расценивать газовые договоренности как победу Тимошенко я бы не стала. Во-первых, команда Тимошенко вначале создала проблему неплатежами “Нефтегаза” в течение 2008 года. Во-вторых, имиджевые потери, которые понесла Украина, останутся большими не взирая на то, что эти переговоры завершились определенным результатом. Европейский союз может использовать имидж Украины как аргумент в затягивании всех переговоров по поводу вступления Украины в Євросоюз. Аргумент может быть простым: Украина — ненадежный партнер, в частности, как газовый транзитер, это страна, где все економические вопросы поддвержены большому политическому влиянию.

Главной победой называют 20-процентную скидку от базовой цены 450 дол. А если бы об’явили базовой ценой 1000 долларов и сделали скидку 60%? Какая бы тогда это была победа? Ведь сама базовая цена, от которой отталкиваются все расчеты абсолютно не обоснована. Каких-либо рациональных объяснений почему именно 450 долларов, а не например, 300 — нет. Вообще, понятие среднеевропейская цена — очень размытое, конкретные договора заключаються с конкретними странами, например, в Польше цена на российский газ находится на уровне 300 долларов.

А неизменная ставка транзита на 2009 год, это скорее провал переговоров нежели успех. Те же расчеты Уполномоченого Президента Богдана Соколовского говорят, что на сегодняшний день от скидки 20% Украина получит дополнительно 2,2 млрд. дол., но от сохранения старой ставки транзита потеряет 3,4 млрд. В итоге мы выходим на “минус”.

Хорошо, что Украина перешла на европейский поход формирования цены. В сегодняшних условиях, когда цены на нефтепродукты падают, такой подход позволяет достигнуть более приемлемой среднегодовой цены, чем базовая цена. По заявлению Тимошенко, эта цена 228 долларов. Но может возникнуть ситуация, что в 1 и 2 кварталах, когда, по сути, цена для Украины будет 360 дол., плюс НДС, расходы на транспорт – в итоге цена для промышленных предприятий составит порядка 550 долларов. 

В 1 квартале, такое повышение цены для промпредприятий будет абсолютно шоковым. Таким образом мы поставим на грань банкротства значительную часть наших экспортообразующих предприятий уже сейчас. Потому говорить про то, как замечательно мы будем жить в 3-4 кварталах, потеряет всякий смысл.

Каким образом правительство будет решать проблему шокового повышения цены на газ для промышленности, особенно для химпрома, оно не говорит. Такое резкое повышение цены на газ без адекватних мер реагирования со стороны государства отечественная промышленность может и не пережить. Если правительство об этом не говорит, то назвать победой это газовое соглашение я бы не решилась. 

Еще один момент: в подписанном контракте предусмотрено, что в случае если украинская сторона нарушит график оплаты хотя бы раз, обе стороны моментально переходят на схему 100% предоплаты за газ. Это условие жестче, чем любые штрафные санкции, которые действовали раньше. Очевидно, что теперь Украина поставлена в куда более жесткое положение, чем раньше.  

Еще очень интересное заявление сделал министр топэнерго Юрий Продан, когда заявил о том, что может обеспечить промышленным предприятиям продажу газа по среднегодовой цене 228 долларов. Но в случае, если будет подписан контракт на определенный объем поставок и предприятие будет гарантировать покупку всего объема в течение года конечно же при своевременной оплате.

С одной стороны мы говорим, когда энергетические ресурсы дорожают – мы должны стимулировать бизнес-сектор к энергосбережению, что в итоге будет способствовать повышению конкурентноспособности. С другой стороны, это заявление говорит о том, что правительство не собирается стимулировать промышленый сектор к экономии: если вы не покупаете весь объем, то покупайте по цене 360. Будете ли вы призводить реструктуризацию предприятий, модернизацию – не важно. Или вы покупаете весь объем по 228 долларов, или покупаете газ по надобности, но по текущим ценам.”

 

Читайте также по теме