В преддверии саммита в Вильнюсе, где Украина планирует подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, в украинском парламенте наблюдается особенный бум. Представители партии власти и так называемой «оппозиции» скрупулезно пытаются принять пакет документов, якобы открывающих Киеву дорогу в Объединенную Европу. Интеграция же в структуры Таможенного союза, похоже, так и останется несбыточной мечтой идеалистов. Так это или нет – «ГолосUA» выяснял у народного депутата, члена фракции Коммунистической партии в Верховной Раде Игоря Алексеева.
— Игорь Викторович, насколько сегодня реально говорить о возможном разрыве взаимоотношений между Украиной и Россией после подписания Киевом Соглашения об ассоциации с ЕС?
— Думаю, о разрыве не может быть и речи – настолько многовековые гуманитарные, духовные и родственные связи существуют между нашими народами. Речь может идти о том, что некогда добрососедским отношениям может быть нанесен существенный урон, и российская сторона об этом прямо говорят. Президент РФ Владимир Путин подчеркивает, что в этом случае Украина лишается перспективы вступления в Таможенный союз и Киев становится таким же торговым партнером в рамках Всемирной торговой организации, как и страны ЕС, – без всяческих преференций. На это следовало бы обратить внимание некоторым нашим политикам, изо всех сил стремящимся интегрировать Киев в структуры Евросоюза. Нельзя усидеть на двух стульях и сохранять хорошие отношения с Москвой и Брюсселем одновременно. Ассоциативная интеграция в Европу раз и навсегда автоматически закроет Украине двери в партнерство, которое нам стратегически необходимо.
— А можно ли на этом фоне надеяться на снижение цены на российский газ?
— В этих условиях – конечно же, нет! Я слышал, что какой-то украинский олигарх договорился о поставках «голубого топлива» по льготным ценам. Однако в данном случае, возможно, подразумевается какой-то специальный коммерческий проект. Подписывая Соглашение с Евросоюзом, Украина фактически отказывается от вступления в Таможенный союз. В ВТО используется фиксированная цена на энергоносители, и с ней Киеву придется считаться. Россия готова идти на определенные уступки только тем государствам, которые входят в ТС. Без этого о дешевом газе остается только мечтать.
— А наша страна вообще готова к сотрудничеству с Россией в пределах Содружества независимых государств?
— К сожалению, Украина в СНГ с самого начала являлась, если так можно выразиться, «неполноценным членом». Во многих соглашениях в рамках СНГ мы участвовали в качестве наблюдателя или ассоциированного представителя. После подписания в 2004 году соглашения о создании Единого экономического пространства тогдашний президент Виктор Ющенко сделал все, дабы это соглашение не заработало. А ведь в ЕЭП мы бы получили прекрасную возможность развивать полноценное взаимовыгодное сотрудничество с государствами, представляющими большой рынок сбыта для украинской продукции. К сожалению, нынешняя власть во второй раз упускает шанс на сотрудничество с Россией и ее партнерами. Я ни в коем случае не хочу идеализировать ТС – даже между его членами существует масса противоречий, но в нынешней ситуации в национальных интересах Украины – вступление исключительно в Таможенный союз.
— Есть ли вероятность участия Украины в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)?
— В случае вступления в ТС у нас появилась бы возможность выхода на рынки этой организации. Помимо прочего, не стоит забывать и о такой не менее большой структуре, как БРИКС. Если бы Киев был активным участником экономической схемы «Россия–Белоруссия–Казахстан», мы получили бы уникальные бонусы и от этого только выиграли бы. Но как показывает практика, история не знает сослагательного наклонения – страну тянут в сомнительное, с точки зрения той же экономики, европейское образование. Ни для кого не секрет, что переживающая кризис Объединенная Европа нуждается в дополнительных источниках сырья и ранках сбыта. Процветания Украине в ЕС придется ждать еще очень и очень долго. Таким образом, наше будущее – в Таможенном союзе!