Звезда советского кино Ирина Алферова стала почетной гостей Трускавецкого кинофестиваля «Золотая пектораль», который состоялся с 15 по 20 мая. Актриса с удовольствием пила знаменитую «Нафтусю», посещала спа-процедуры в отеле «Женева», и вызывала зависть отменной фигурой и блеском глаз. Звездой экрана она стала еще студенткой ГИТИСА, сыграв Дашу в фильме «Хождение по мукам», а потом были культовые «Три мушкетера» и Констанция — эталон женской красоты. Сегодня Ирина Алферова работает в московском театре «Школа современной пьесы». Замужем за артистом Сергеем Мартыновым. И в свои шестьдесят лет гораздо счастливее, чем в молодости…
«ТРИ МУШКЕТЕРА» СОСТОЯЛИСЬ БЛАГОДАРЯ БОЯРСКОМУ
— Ирина Ивановна, вы уже бывали в Карпатах?
— Я впервые на этом курорте, но во Львове была. Там снимались «Три мушкетера». Так что город был взят членами нашей киноэкспедиции (смеется). Львов буквально сотрясался от пребывания там мушкетеров!
— Слышала, что режиссер картины Юнгвальд-Хилькевич хотел вместо вас снимать в этой роли Маргариту Терехову.
— Но я ведь тогда этого не знала. Раньше утверждала на роли целая комиссия от киностудии. Они выбрали меня. И я считаю, что была лучшей Констанцией. Я видела все фильмы по роману «Три мушкетера». И этой роли, как таковой, нет ни в одной экранизации. У меня она тоже не была написана и мне никто не помогал ее сделать. Мало того, когда я входила в кадр, то видела, что Терехова в наших сценах играет что-то совершенно другое. Конечно, я не понимала, почему так, и спрашивала у оператора: «Почему я в кадре бросаюсь на шею этой интриганке Миледи?» А от режиссера помощи вообще не было никакой. Мне не оставалось ничего другого, как самой придумать мизансцену: мол, я бросаюсь на шею Миледи, потому что я в ней вижу посланницу моего любимого д`Артаньяна. Это все придумывалось буквально на ходу. Вот так вот приходилось работать над ролью. Репетировала часто со стульями, потому что не было рядом партнеров.
— Но ведь с Михаилом Боярским у вас была тогда взаимная симпатия?
— Наверное. Миша очень хороший актер, и успех этого фильма состоялся только благодаря ему. Лента полностью пронизана его энергетикой и увлеченностью. Он горел этой ролью, что и отразилось в картине.
— Однако режиссер Юнгвальд-Хилькевич тоже участвовал в процессе?
— Не вспоминайте при мне этого человека! Пусть он будет счастлив, и да проститься ему вся та гадость, которую он обо мне рассказывает. У меня никогда не было связей с высшими чиновниками кино, но, наверное, они меня любили, раз так отстаивали.
ИЗ «ЛЕНКОМА» НАДО БЫЛО УХОДИТЬ
— Сейчас вам не страшно смотреть картину «С любимыми не расставайтесь», где вы снялись вместе с Александром Абдуловым. Мне кажется, она для вашей пары пророческая...
— Я вообще верю в приметы. Все это есть. И из-за этого наша профессия – не Божье дело.
— Тогда вас называли самой красивой актерской семьей, а ваша фотография в исторических костюмах вместе с дочкой висела чуть ли не в каждом доме!
— Вы все, прям, хотите знать! Но мной уже столько всего об этом сказано… И Саши уже нет.
— А если вернуть то время, вы бы снялись в этой картине?
— Конечно! Причем здесь мы? Эта картина чистая, светлая. И тут дело в ее авторе. Сценарист Александр Володин – божий человек. С ним просто сидеть рядом было счастьем. Как он любил людей! Он влюблялся в самых некрасивых женщин, потому что жалел их. Приходил ко мне и рассказывал: «Ира! Она такая страшная, но она такая хорошая». И режиссер этой картины Павел Арсенов был таким же. Очень жаль, что он рано умер. Павел весь был погружен в картину и хотел, чтобы мы тоже были погружены в свои роли. Ничего нам не объяснял и снимал все скрытой камерой. Подбегал ко мне и говорил: «Сейчас твой муж в тюрьме!» И я должна была сыграть все чувства и реакции героини сама, без его подсказки.
— Наверное, очень сложно было существовать в этой роли целый год, пока велись съемки?
— Нет, мне как раз мешал не драматизм роли, а то что я снималась наездами – меня не отпустили из театра. Нужно было каждую ночь летать на самолете. А у меня в то время в театре был спектакль без единого слова. Я просто выходила на сцену в роли комсомолки и уходила. Просила Марка Захарова: «У меня в картине такая сложная роль, отпустите меня, пожалуйста!» А он отвечал: «Нет, походите по сцене, вам это полезно». Конечно, мне уже тогда нужно было уйти из этого театра…
— Марк Захаров делал звезд из мужчин, а актрисы у него всегда на втором плане…
— Да, в «Ленкоме» состоялась только Инна Чурикова. Но она всегда была самодостаточной.
— И дочь Захарова, Александра?
— Но кто не поможет дочери? Это святое! И я своей тоже помогаю.
ДОЧЬ ПРЕДПОЧЛА РОССИЮ ГОЛЛИВУДУ
— А почему вы не отговорили свою дочь Ксению от актерской участи, имея такой печальный опыт?
— Как это не отговорила? Она окончила Московскую государственную юридическую академию! Ее взяли на работу в старинную юридическую фирму Лондона, куда мало кого принимают. Прошла собеседование, и руководитель фирмы сказал: «Ксюша – это подарок». И она уехала в Англию. Ксюша тогда уже получала большие деньги и, будучи студенткой, летала бизнес-классом. Помню, как мы с Львом Дуровым возвращались вместе с успешных гастролей, и с боем – два народных артиста — выбили места возле туалета. И я ей показываю: посмотри, где актерское место – возле сортира! Ксюша ездила только на «Мерседесе». Ведь она, как юрист, сопровождала самых богатых бизнесменов, имеющих дело с нефтью.Сейчас была бы наверняка уже самым авторитетным и богатым специалистом в своей области. Но она мне спустя некоторое время сказала: «Мама, я на все это посмотрела и не хочу свою маленькую жизнь тратить на это малоинтересное дело. Там очень скучные люди». Она ведь в Лондоне пыталась фирму переоборудовать, научить их жить. Рассказывала нам все это, а мы просто смеялись над ее наивностью. «Мама, их только деньги интересуют. Я им говорю, как сделать быстрее и дешевле, а им это не нужно!», — возмущалась она. Так что стать актрисой – ее сознательный выбор.
— Но ведь она могла и в Голливуде остаться — Ксения успешно снялась в главной роли в американском фильме «Экспресс Петербург-Канны»…
— Да, и ей тогда сразу сказали, что нужно остаться в Америке: после такого фильма уезжать нельзя. Ею готовы были заниматься американские агенты. Но нужно было ходить на пробы, выбивать новую роль. А она у меня жуткая патриотка. Ей нравится все, что происходит в России. Я ведь ее много раз хотела отправить на учебу за границу, но она сказала: «У нас потрясающие педагоги, и я хочу учиться только в Москве!»
— Возможно, она была уже знакома со своим нынешним мужем, актером Егором Бероевым, поэтому и не хотела уезжать за границу?
— Не думаю. Хотя Егор очень талантливый! Его роли в театре – восторг. Я его фанат. Когда увидела Егора на сцене, сразу влюбилась!
— Как прошло ваше первое знакомство?
— Когда узнала, что дочь выбрала в мужья артиста, была категорически «против»! Но к тому времени я поняла, что Ксюша мне очень доверяет, поэтому свои эмоции не показывала. Знала, если скажу хоть слово, все разрушу. К тому же дочь от меня долгое время скрывала Егора. Она жила с ним у бабушки. А я когда приходила, то видела, что в коридоре стоят какие-то мужские туфли. Все понимала и уходила: мол, у меня нет времени…
— А почему они свою дочь назвали Дуней, а не в вашу честь?
— Зачем? Это плохая примета – называть детей в честь живых. Дети должны иметь свою судьбу и свой характер. Внучка похожа на папу, и говорят, что это примета счастливой судьбы.