Вал массовых пищевых отравлений украинцев, в том числе вспышки ботулизма, вскрыли, как нарыв, проблему отсутствия госконтроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов в нашей стране. Эксперты называют причинами отравлений людей нарушения технологии приготовления еды, сроков и условий хранения продуктов, правил личной гигиены и массовый «отказ» от медосмотров сотрудников общепита. О том, почему резко возросло количество пищевых отравлений в Украине, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по вопросам ветеринарной медицины Игорь Басюк.
-Игорь, какие меры необходимо предпринять, чтобы украинцы не становились жертвами отравлений в заведениях общественного питания?
— К сожалению, реформирование этих всех контролирующих служб привело к тому, что вместе с водой выплеснули ребенка. Происшедшие отравления украинцев – это как раз результат, и это не единичный случай. Пищевые отравления были достаточно массовые и в разных городах Украины. То есть, это говорит не о случайности, а о системности проблемы. Я считаю, что ликвидация санэпидслужбы без передачи полноценных функций, в том числе права проверок, ни к чему хорошему не приведет. И первые результаты этого мы уже видим. Мне представляется, что надо иметь контролирующий орган, и контроль не должен мелочным, контроль не должен вымогательством заниматься, как это делали в свое время разные контролирующие службы. Но оставить без санэпидконтроля пищевую промышленность, в том числе общепит, — это преступление. Это грозит намного более тяжелыми последствиями, чем мы сейчас имеем. Это моя точка зрения.
-Самое ужасное, что вяленую рыбу, от которой украинцы заражаются ботулизмом, производят на госпредприятиях…
-Совершенно верно. Поскольку, чтобы зайти проконтролировать предприятие, надо заранее предупредить, за 10 дней, что к ним придут с проверкой. Конечно, за эти 10 дней можно идеальный порядок навести или просто закрыть цех и сказать, что он сейчас не работает. Через полчаса после ухода проверяющих этот цех заработает.
-Еще одна проблема, что персонал общепита, который контактирует с едой, покупает липовые санитарные книжки…
— Это опять-таки проблема того, что один контроль убрали, а второй контроль — адекватную замену ему, чтобы она решала те задачи, которые есть, – не обеспечили. Представьте себе, что санитарные книжки можно купить на рынке. Так же, как и трудовые книжки, и любые другие документы.
-Что можно посоветовать покупателям, чтобы как-то обезопасить при покупке различных продуктов?
— К сожалению, наш покупатель выступает в роли игрока в рулетку: повезет — не повезет. Весьма показательный пример в этом отношении хочу привести касательно проверок и мониторинга точек продажи продуктов. Дело в том, что недавно был сюжет по телевидению об одном из столичных рынков. Там речь шла о том, что представители Метронадзора пришли на рынок даже не проверить, а промониторить, как работает у них в весовое оборудование. Причем пришли официальные представители вместе с корреспондентом. Они просто ставили гирьку на весы и смотрели, что эти весы показывают. Как поднялся на этом рынке крик, руководство базара собрало продавцов, сказав им: «Вот они хотят, чтобы у вас было меньше покупателей». Начался скандал, представителей Метронадзора начали насильно выталкивать оттуда, стали применять силу и к представителям прессы. Надо отметить, что они даже не проверять пришли, поскольку у них есть функция проверки и функция мониторинга. Они пришли мониторить, и это не влечет за собой никаких правовых последствий. Представители Метронадзора просто пришли изучить, какова ситуация с весовыми приборами на рынке. И это вызвало небывалый протест продавцов. Те кричали, что они не имеют права снимать это все на камеру, они не имеют права мониторить, и вообще, кто они такие. Встали в штыки, полезли драться, не разрешая проводить мониторинг. В общем, «возбудили» продавцов, которых было человек 200 или 300, и вся эта ситуация переросла в бунт. Иными словами, делай, что хочу, никаких проверок и мониторинга позволять себе нельзя.