На форуме в Ялте один из российских банкиров заявил, что 40% платежей между Российской Федерацией и Украиной осуществляются в рублях. В связи с этим руководство РФ намекнуло, что сейчас самый момент переоценить место их валюты в украинской финансовой системе, то есть увеличить процентное соотношение расчета в рублях между двумя странами. Но премьер-министр Украины Николай Азаров парировал, что еще год назад вопрос о расчете в российской валюте вообще не стоял и не нужно торопить события. ГолосUA решил поинтересоваться у директора Института экономических исследований и политических консультации Игоря Бураковского, что он думает об этой ситуации.
— Г-н Бураковский, чем с экономической точки зрения грозит Украине переход на полный расчет рублями с Россией?
— Выбор той или иной валюты для расчетов непосредственно связан с факторами валютных рисков, то есть сменой валютного курса. Например, если мы фиксируем цены на российский газ в рублях и платим ими, это значит, что все валютные риски, связанные с тем, как купить рубли, перекладываются на плечи Украины. В то же время, когда Российская Федерация получает рубли, она может их сразу использовать в своем внутреннем обороте. А, к примеру, с долларами у них бы возникали проблемы, ведь эта валюта может стать дешевле или дороже, что повлияет на экономическую ситуацию в России. Получается, в данном случае, Россия, как экспортер, страхует свои валютные риски. В свою очередь Украине нужно иметь достаточное количество рублей для расчетов с соседней страной.
— А где же их взять?
— Если мы не поставляем нужное количество товаров в Россию и не получаем за это рубли, чтобы платить за импорт, мы должны эти рубли покупать, как покупаем доллары или другую валюту. Если Украина в этом заинтересована, соответственно, мы формируем спрос на рубли и таким образом поддерживаем российскую валюту, делая ее более сильной. Если мы не можем обеспечить нужное количество рублей, нужно брать займы, деноминированные в рублях. Их будут с большим удовольствие давать российские финансовые институты. Но потом все это нужно возвращать. В таком случае может быть более тесная привязка украинской экономики к российской.
— Но Азаров ответил, что пока Украина не собирается увеличивать 40-процентную отметку расчетов в рублях.
— В данном случае, сама цифра не играет никакой роли: мы можем говорить о 35% или 50%. Мы говорим о тех проблемах, которые могут возникнуть при переходе на расчеты в рублях. Здесь вопрос в том, как мы строим свою экономическую политику, учитывая современные экономические реалии.
— Но можно ведь сделать вывод, что наш премьер-министр хочет защитить отечественную экономику, сдерживая процесс полного расчета в рублях с РФ?
— Пока у нас не будет глубокого исследования, мы не можем принять соответствующее решение. Выгода России в этом вопросе очевидна, а выгода и риски для Украины — это предмет для анализа.
— Со своей стороны Россия давит на Украину, предлагая укрепить их валюту в финансовых отношениях между двумя странами?
— Безусловно. Эта мысль вытекает из идеи Евразийской интеграции, когда речь шла о создании единого экономического пространства. Там четко прописывалась полноценная интеграция, начиная от торговли и заканчивая финансовыми составляющими.
— И как долго Украина может сдерживать такое давление России?
— Это может продолжаться вечно. Я не думаю, что здесь стоит вопрос о каких-то войнах и тому подобное. Но на такие «предложения» России должны быть предприняты какие-то меры со стороны Украины.