Наталия Юрчук
11:19 13/03/2015

И. Черкашин: «Заложниками повышения тарифов ЖКХ окажутся жители многоэтажек»

Согласно решению Кабмина, с апреля  украинцы будут платить по новым тарифам за газ и тепло, а сам отопительный сезон продлят на месяц. По словам экспертов, такой шаг поможет тем, кто не исчерпал свой лимит газа – 200 кубометров. В апреле люди смогут использовать оставшийся газ по старому тарифу, то есть, в два раза дешевле. И все же перспективы новых тарифов в Украине достаточно туманны. ГолосUA расспросил председателя ОО «Экспертная платформа по энергоэффективности» Игоря Черкашина о том, имеют ли жители право подавать в суд на монополистов, если в доме нет придомового счетчика, спасут ли малоимущих субсидии и будет ли выгоднее населению перейти на электрическую систему отопления?  

— Тарифы для населения поднимут в 7 раз, но далеко не всем это по карману. Могут ли человека выгнать из квартиры, если он перестанет платить?

— Я не думаю, что смогут выгнать из квартир 5 миллионов жителей. Потому что это будет просто кризис неплатежей.  До тех пор, пока не будет установлен баланс между доходами граждан и процентом расхода на оплату коммунальных услуг, люди будут искать лазейки, как обходить высокие тарифы. Например, если были бы доступны дешевые кредиты, люди пошли и купили бы дровяные котлы, тепловые насосы «воздух-воздух» для квартир, поставили на них какие-то регуляторы. Но идти-то некуда. Вы же не пойдете за 35% годовых брать в кредит, заложив при этом собственное жилье, потому что по другому его не дадут. Вот тогда жилье точно отберут! Мы же понимаем, сколько нужно людей на Майдане, чтобы начались кардинальные изменения. Если мы 5 миллионов людей загоняем за черту бедности, то даже если каждый десятый придет на площадь, наверное, будет не очень хорошо тем, кто принял решение поднимать эти тарифы. Для того чтобы выполнить условия МВФ по поднятию тарифов на ЖКХ достаточно было разработать несколько проектов направленных на экономию потребляемых услуг. Но правительство выбрало другой путь — выполнить обязательство за счет денег взятых из кармана у обычных граждан, то есть путем повышение оплаты за коммунальные услуги. То есть, если вы сокращаете потребление в три раза, то поднятие цен в три раза – это не проблема. А когда деньги неизвестно где, проектов нет, что делать никто не знает, а тарифы уже выросли – это катастрофа.

 — Если в доме нет придомового счетчика, имеют ли жители полное право не платить, а в случае отключения тепла подавать в суд на монополистов?

 — Да, если есть юридическая подоплёка, значит надо идти в суд. Если ее нет, надо думать, как выходить из этой ситуации другими путями. Вопрос другой, — вы этому суду верите? Ведь, как известно, наш суд «самый справедливый в мире». Проблема государства в одном – мы никому не верим: ни суду, ни регулятору, который устанавливал тарифы, потому что не принимаем участие в принятии его решений. Думаю, что в первую очередь заложниками данной проблемы окажутся жители многоэтажек. Если в частном домостроении еще как-то можно быстро переделать систему отопления, остаться жить в одной комнате и таким образом как-то перезимовать, то каким образом вы это можете сделать в многоэтажке? Никаким. На вас все равно будут выставлять эти счета. На сегодняшний день нужно реально искать какие-то технические способы: либо давление через депутатов, либо через общественность, для того чтобы правительство внедрило программу по термомодернизации. Другого варианта нет. Все остальное – это временное явление, которое приводит к хаосу. Кстати, около 400 млн долларов из европейского транша государство перенаправит на тепломодернизацию. Поскольку для Украины эта сумма достаточно небольшая, уже сейчас нужно запустить процесс подготовки соответствующей документации ЖЭКами, управляющими компаниями и ОСББ. Для последних, кстати, в бюджете 2015 года предусмотрена новая палка в колеса – ОСББ утратила статус неприбыльной организации, соответственно, все средства, проходящие через нее, будут дополнительно облагаться налогом.

 — Спасут ли малоимущих субсидии, очереди за которыми увеличатся в два раза?

— Кого они спасут? Государство? Могут спасти. Жителей? Скорее всего, нет. На сегодняшний день, дешевый газ субсидируется, то есть имеется определенный объем субсидий, которые государство погашает, покрывает, а «Нафтогаз», в свою очередь, расплачивается с поставщиками газа, в частности с Россий и Европой. Естественно, государство создает такие условия, чтобы субсидий для обычного населения было меньше. Иначе нет никакой экономической выгоды.

— Действительно ли что по новым тарифам только за отопление украинцам придется отдавать полторы тысячи гривен?

 — В платежах населения будет финансовый коллапс и прямое не восприятие этих тарифов. Люди будут считать и пересчитывать свои экономические возможности. Например, воспитательница детского сада получает 1800 грн в месяц, но так получилось, что она живет в доме площадью 200 квадратных метров. Давайте посчитаем: 200 кубов газа по 3,6 грн. хватит на 60 квадратных метров. Грубо говоря, еще 120 квадратных метров нужно будет уже платить по новому тарифу 7,2 грн. Хорошо, что у нас в этом году теплая зима, а если следующая будет морозной? То есть людям реально нужно будет заплатить в два раза больше, чем они получают. Только полторы тысячи уйдет на отопление, не говоря уже об электричестве.

— Будет ли выгоднее населению перейти на электрическую систему отопления?

—  Мы бы с удовольствием перешли, но для того чтобы поставить в дом электрику нужно разработать проект и согласовать технические условия. И за это все нужно заплатить. Нужно несколько месяцев походить по кабинетам, заплатить за железо, дополнительные провода, автоматы, двухставочные счетчики, за сам котел. Никто же бесплатно это не установит!  Казалось бы, человек имея свои 10 кВт разрешенной мощности на дом, может просто включить масленый обогреватель, который обычно есть дома и выключить котел. Но тогда он будет платить по тарифу за электричество, который больше, чем газовый тариф. А для того чтобы получить льготный тариф на отопление, ему нужно пройти все эти «круги ада». Получается, как не крути, а выиграет монополист, если не один, то другой.  Потому что регулятор отстаивает интересы монополиста, а не потребителя.

— Как с высокими тарифами справляются европейские страны?

 — Мы часто ссылаемся на европейские нормы и говорим, что тарифы у них очень высокие. Да, но в Европе есть целый ряд поощрений и компенсаций. Например, в Литве, вместе с резким повышением тарифов были предложены кредиты на 10 лет под 2-4% на термомодернизацию частных домов и квартир. А в Прибалтийских странах даже предусмотрена компенсация в размере 40% от тела кредита или непосредственно счета за покупку необходимой техники. Это очень существенная поддержка для населения. Это не «подачка» в виде субсидирования. Кроме того, существуют программы для экономного энергопотребления. В некоторых странах дешевле расходовать электроэнергию ночью, когда линия не перегружена из-за работы заводов, предприятий, офисов. Вместе с тем, мы не можем говорить обоснованы тарифы или нет, пока не разобрались с энергоемкостью тарифа. На сегодняшний день Государственное агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины  лишено всех надзорных функций в энергетике. А ведь, в первую очередь, должен быть контроль, сколько энергоресурсов тратится на единицу услуги или продукции. В бюджете для создания такого контролирующего органа средства не были выделены…

Читайте также по теме