Ирина Данилевская – соучредитель и организатор Украинской недели моды, которая в этом году состоится с 10 по 15 октября в музейном комплексе «Мыстецкий арсенал». Этому самому модному мероприятию страны исполнилось уже 15 лет. Но деятельность Ирины Данилевской не ограничивается только Ukrainian Fashion Week. Ее давно называют послом украинской моды, ведь именно благодаря ее стараниям о наших отечественных дизайнерах узнали в Европе и России. И теперь на красных дорожках самых престижных кинофестивалей и светских вечеринках можно увидеть звезд в украинской одежде. А главное – понятие «украинская мода» стало брендом в мировом сообществе модельеров.
НЬЮ-ЙОРК И ТОКИО НЕ СЧИТАЮТСЯ ЦЕНТРАМИ МОДЫ
— Ирина, вы устраиваете поездки наших дизайнеров в Милан и другие модные столицы мира. Как воспринимают на Западе провинциальную украинскую моду?
— Они не считают нас провинциалами, в отличие от нас самих (смеется). Милан и Париж – это столицы моды, поэтому туда стекаются таланты со всего мира. А нынешняя тенденция уникальности стиля приводит к тому, что бутики хотят продавать неординарные вещи. Они для нынешних модников более привлекательны, чем устоявшиеся бренды, которые тиражируются по всему миру. И на этом фоне украинские дизайнеры – желанные гости. Сейчас мы вернулись с парижской выставки, и у всех наших дизайнеров появились зарубежные заказы. А главное, благодаря Украинской неделе моды, они смогли выезжать за рубеж. Мы сразу договариваемся с организаторами, что это будет Украинская платформа, и получаем скидки на участие дизайнеров. Так было в Париже.
— Появятся ли теперь в Украине бренды, которые смогут соперничать со всемирно известными?
— Украина не может соперничать ни с Миланом, ни с Парижем. Милан шел к своему лидерству 70 лет, Париж — более 100. Сейчас ни Нью-Йорк, ни Токио не считаются центрами моды. Поэтому Киев и Москва до этого тоже должны дорасти.
— Что говорят местные критики о наших художниках одежды?
— Что это очень свежо. Поэтому мы активно использовали эту черту, когда делали украинский проект в Милане — назвали нашу выставку «Свежая мода из Киева». Критики отмечают, что наши вещи достаточно эмоциональные, не такие строгие как у шведов или немцев. Пишут, что наши коллекции сделаны с пониманием характера женщины. Дизайнеры стараются, чтобы их заказчицы чувствовали себя комфортно, и при этом красиво, современно, смело.
— Существует ли в моде шпионаж?
— Бывает, что модели, еще не успев появиться на подиуме, оказываются растиражированными для массового потребителя. В мире с этим борются, но безуспешно. У Французской палаты моды даже была идея вообще отменить широкие показы новых коллекций, заменив их только закрытыми презентациями для баеров: чтобы шпионы не могли повторить новые модели. Но никто сейчас не готов лишить ярких показов гостей дизайнера — звезд, журналистов и самих баеров. Только показ дает возможность создать именно тот образ, который нарисовал дизайнер. Ведь это тоже шоу.
В МОДУ Я САМА ПРИВЕЛА МУЖА
— Вы занимаетесь "Ukrainian Fashion Week" всей семьей. А кто кого привел в моду?
— Это я привлекла мужа Владимира Нечипорука к этому делу. У него был прекрасный бизнес, и ничего не предвещало беды (смеется). Владимир руководил рекламным агентством — издавал журналы. Но я поняла: сама не справляюсь. Мне сложно было вести бизнес-вопросы, а довериться кому-то больше, чем собственному мужу, невозможно. Вот и попросила его о помощи.
— А есть у нас в Украине настоящая модная критика?
— Таких, как Анна Винтур, о которой сняли фильм «Дьявол носит Прада», у нас нет. Ведь за всем этим стоит экономика. Если плохо журналисты напишут, то люди не купят. Но тогда и бренды, обидевшись, не закажут изданию рекламу. Тот мир плотнее связан деньгами. А вот на Западе мнение критиков очень сильно влияет на моду. Правда, журналисты у нас тоже создают общественное мнение.
— Уже в третий раз прошла церемония награждения лучших дизайнеров «Best Fashion Awards». Кто придумал эту премию?
— Мы ее обсуждали еще в 2002 году. Но тогда прекрасно понимали, что нет еще такого количества дизайнеров, и нет столь качественных коллекций, чтобы инициировать подобную премию. Проще говоря, мы боялись, что ежегодно придется награждать Лилию Пустовит или Викторию Гресь. Поэтому это дело отложили. А в 2009 году снова вернулись к идее, так как мир моды значительно расширился и окреп. У нас тридцать экспертов, которые оценивают работу дизайнеров за год. Все их оценки заклеиваются в конверт и отправляются к нотариусу. И только перед церемонией все это открывается и подсчитывается. Тут все очень честно. В этом году оказалось, что лучшим дизайнером мужской одежды в третий раз стал Виктор Анисимов. После церемонии он сказал, что верит в честность премии, потому что никто из организаторов сознательно не решился бы трижды назвать имя одного дизайнера – только сухой протокол.
— Кого из украинских звезд вы могли бы назвать самыми стильными?
— Первое место, наверное, занимают, телеведущие. Иконы стиля – это Маша Ефросинина и Ольга Фреймут. У них всегда идеальный вид. Они обе много работают с украинскими дизайнерами. Из наших певиц — Алена Винницкая и Светлана Лобода. Они одеваются в разных стилях, но всегда адекватно месту и событию. Я никогда не видела, чтобы Лобода не на сцене была одета в откровенную одежду. Но если это образ для клипа, то тут все безумно — соответствует песне. А то, как выглядит София Ротару – это пример для подражания! Среди мужчин — Юрий Горбунов отлично чувствует стиль. Хорошо выглядит Олег Панюта.