В Национальном театре им. Ивана Франко состоялась премьера спектакля «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса. Это бенефис народной артистки Украины Ирины Дорошенко. Массовый зритель прекрасно знает ее по голосу. Именно она озвучивает всех персонажей сумасшедшей семейки «Симпсонов», а также дарит свой бархатный тембр дублированным на украинский язык голливудским звездам. Театралы ценят ее глубокие драматические роли в легендарных спектаклях «Украденное счастье», «Король Лир» и «Царь Эдип», где Дорошенко играла вместе с Богданом Ступкой. А на ее спектакле «Маленькие супружеские преступления», поставленном Кшиштофом Занусси, вот уже 7 лет неизменный аншлаг!
ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ ШАГ ВПЕРЕД
— Теннесси Уильямс очень сложный автор. Он заставляет актеров углубляться в нюансы характеров, буквально по Фрейду изучать мотивы их поступков. Откуда вы черпали силы, чтобы воплотить характер своей героини, так самозабвенно любящей свою дочь?
— Именно из-за психологической наполненности я и выбрала работу над этой ролью. Просто пришло время подводить профессиональные итоги и делать большой шаг вперед. В образе Аманды воплощены тончайшие грани человеческой души, и от этого ее характер становится еще интересней. И наша встреча с режиссером спектакля Татьяной Аркушенко – это подарок судьбы. После многих лет отсутствия она вернулась в Киев. И как-то у нас в театре мы с ней разговорились. Татьяна меня спросила, чем я сейчас занята, и я ей рассказала о мечте сыграть в «Стеклянном зверинце». Она пообещала помочь с постановкой. Эту идею поддержал Богдан Ступка. Он словно завещал мне работу над такой сложной ролью. Наш новый художественный руководитель Станислав Моисеев тоже не стал возражать. И мы приступили к репетициям. Работали над спектаклем сложно, но мне повезло с партнерами – Татьяной Шляховой, Верой Зиневич, Александром Печерицей. А молодые актеры Иван Залузский и Павел Москаль только недавно вышли со студенческой скамьи, но тоже блистательно справились со своими ролями.
— Почему вы выбрали именно эту пьесу?
— Я думала над ней давно. Мне вообще интересны внутренние изменения в характерах персонажей. Просто лицедействовать на сцене – это хорошо и должно быть в театре, но сам процесс рождения на сцене другого человека актеру намного интересней. Тем более, что Теннесси Уильямс блистательно описывает женские образы. У этого автора речь идет о душе человека, а это очень хрупкая субстанция. Душа – и есть «стеклянный зверинец». События с героями происходят в момент разрыва отношений между ними, и в этом проявляется прозрачность их помыслов и поступков. Легко плюнуть в душу ближнему, легко разрушить отношения. А вот создать очень тяжело. И моя героиня – мать – держит свою семью на плаву, сколько может. Ее сын через много лет вспоминает, что не попросил у нее прощения, и ужасно обошелся с ней и больной сестрой. Он оставил их без средств к существованию, от чего они погибли. Ведь действие спектакля начинается с того, что Том приезжает через много лет на пустырь, где уже нет его родных. Когда я впервые прочитала эту пьесу, меня поразило, как Аманда жертвует своей жизнью ради детей. А они в ответ эгоистично ее уничтожают, даже не подозревая об этом. Это вечная проблема отцов и детей. Но моя героиня – женщина необыкновенная. Она не просто готовит и убирает в доме. Аманда хочет подарить детям счастье, поэтому она постоянно находится в эйфории, в ощущении праздника. Она вспоминает свою яркую жизнь, своих 17 поклонников, чтобы показать детям: счастье есть! И она хочет его передать детям, как эстафету. Это удивительное качество!
МОЯ МАНЕРА ИГРЫ СРОДНИ ФРАНЦУЗСКОЙ
— В работе над этой ролью вы опирались на опыт, полученный в спектакле «Маленькие супружеские преступления», который поставил всемирно известный польский режиссер Кшиштоф Занусси?
— Нет, мои героини разные. Но вы правы. Психологическая глубина в их характерах присутствует.
— Вы ведь ездили работать над ролью Лизы в Польшу?
— Да, мы с моим партнером по спектаклю Алексеем Богдановичем остановились в доме у Занусси. Пан Кшиштоф — хозяин огромного поместья под Варшавой. Там несколько домов и большие поляны с экзотическими растениями. Слуг практически нет. За поместьем ухаживает его супруга пани Эльжбета. Она дворянка, из рода Рюриковичей, ее предки жили в имении под Винницей. Но сейчас она не гнушается любой тяжелой работой по дому: краны чинит, траву косит, дом убирает и замечательно готовит. Я привезла пару ее рецептов в Киев. В доме Занусси постоянно гостят разные люди. Месяцами живут за счет хозяев. Такие вот они оба альтруисты. В их доме есть кинозал. Там я смогла посмотреть фильмы Занусси, не попавшие в наш прокат. Но пан Кшиштоф с техникой на «вы». Когда захотел показать нам фильм «Черное солнце», то не смог переключить систему и долго извинялся. И все же отрывок из картины я увидела. Фильм о том, что человека не всегда можно простить: если он не оставляет надежду на то, что покается и изменится к лучшему, он прощения не достоин. Это очень глубокая гуманистическая идея.
— На репетициях Занусси был суровым режиссером?
— Что вы! Он очень тактичный человек. Говорил, что моя манера игры похожа на французскую школу. А после одной из репетиций кричал нам с Алешей: «Я вас люблю!» Вот и сейчас пригласил нас с Богдановичем на фестиваль в Париж, чтобы мы сыграли «Маленькие супружеские преступления», ведь это пьеса известного французского драматурга Эрика Эммануэля Шмитта, которого ставят во всей Европе. Когда Шмитт приезжал в Киев, мы с ним виделись, он знает о нашем спектакле. Теперь осталось найти спонсора, чтобы организовать нашу поездку на фестиваль.