В этом году бюджет-2019 приняли в рекордные сроки. Никогда еще главный финансовый документ не принимался у нас за месяц до Нового год, и еще ни разу депутаты не голосовали за него на рассвете — в 6.00 утра. Такая небывалая прыть и невиданная дисциплина парламента объясняется просто — МВФ поставил жесткое условие: либо фонд даст Украине 1,9 млрд долларов уже в январе, если Рада примет бюджет на 2019 год до 1 декабря, либо нет. «Хотелки» народных избранников «потянули» бы сразу на два бюджета, естественно, подавляющая часть этих правок была отклонена. Однако ряд ключевых и принципиальных поправок для удовлетворения аппетитов конкретных фракций и групп были одобрены. О том, почему власть имущие продолжают загонять нашу страну в финансово-экономический тупик в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал экономист Игорь Гарбарук.
— Игорь, доколе нашей экономикой будут править «хотелки» кучки людей?
— Я хочу напомнить изречение госпожи Маргарет Тэтчер, которая говорила в свое время, что политической свободы без экономической не бывает. А нам, если не хватает своего ума, надо перенимать его у кого-то. Образно говоря, читать книги бывшего премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю о его видении будущего мира. Читать книги правящего князя Лихтенштейна Ханса-Адама II «Государство в третьем тысячелетии». Это все есть. Инструменты все описаны, причем эти инструменты были апробированы на уровне маленьких стран. Не надо ничего придумывать. Все существует на сегодняшний день. Просто в данном случае я все-таки считаю, что должны быть единые принципы, по которым развивается государство. И должна быть не то что политическая воля, а желание власть имущих жить в этой стране.
— Желание жить в Украине, а не покинуть ее навсегда в ближайшее время?
— Безусловно, когда ты живешь в этой стране, то ты не покупаешь виллы на испанском побережье, и твои дети учатся в университете Шевченко или в Киевском национальном торгово-экономическом университете, а не где-нибудь в Лондоне. Вот это и является показателем того, человек «за» эту страну или это для него ресурс для потребления, для зарабатывания денег.
— Украина воспринимается как страна временного пребывания…
— Абсолютно с вами согласен. Надо для себя четко разделить понятия — это для тебя «страна Украина» или это для тебя «Родина Украина». И если для тебя это Родина, ты будешь делать всё для того чтобы она развивалась. А основой этой Родины является не земля, земля — это физическое измерение, а человек — каждый из нас, его желания, его возможности и его потребности. Если совместить нынешние 4200 грн («минималка», — Авт.) и стоимость таких денег несколько лет назад, можно отметить, что потребительская способность их будет абсолютно и принципиально разной. На эти деньги сейчас ты можешь купить минимум в 3-4 раза меньше, чем мог купить несколько лет назад. Почему, например, никто не задумывается, откуда берется сумма в 90 долларов за тысячу кубов газа, потому что на самом деле эта сумма у нас и была. Сколько у нас стоил доллар в 2013 году — 8 грн. То есть, 100 долларов — это было 800 грн. А тысяча кубов газа тогда стоила 720 грн. Не 8550 грн, как сейчас, а 720 грн! Давайте вдумайтесь просто в катастрофичность разных понятий. Что мы получили? Мы получили под видом реформ на самом деле развал страны.
— Коррупцию бывшей власти заклеймили на Майдане. Но почему сейчас она расцвела буйным цветом?
— Да, раньше тоже была коррупция. Но, скажите, пожалуйста, рядовому украинцу, есть какая-то разница, какая была раньше коррупция, если он платил 720 грн за газ, а теперь должен платить 8,5 тыс. грн? Есть для него эта разница?! Или мы на сегодняшний день можем сказать, что сейчас нет коррупции?! Когда мы видим глав больших государственных корпораций, которые получают месячные зарплаты миллион, два миллиона гривен (и это не только Нафтогаз, это Укргаздобыча, Укрпочта и др.). Как это? Образно говоря, мы четко понимаем, что формируется какой-то клан государственных менеджеров, которым искусственно платят большие зарплаты. Соответственно, ни НАБУ, ни другие контролирующие органы потом не смогут к ним придраться, потому что он скажут, что доходы у них официальные, зарплату получали по всем законам. Но при этом на них у определенных людей будет такое количество компромата, что их будут держать за одно прекрасное место, и они будут делать то, что в интересах определенных олигархических или финансовых институций.
— Как же наша ориентация на европейские ценности?
— Мы очень любим ориентироваться на Европу, на Соединенные Штаты. Мы почему-то смотрим на Европу как на какой-то идеал, как на какой-то иконостас, мы на нее просто молимся. Но у них тоже есть куча своих проблем. И они решают их за счет таких слаборазвитых стран, как мы. Вдумайтесь, почему мы видим в наблюдательных советах «Нафтогаза», той же Укрпочты практически поголовно иностранцев? Опять же Гройсман говорит, что у нас вот не идет приватизация. Мы опять наберем каких-то иностранцев, которые будут нам советовать, что и как распродать. Такое впечатление, что у нас в стране нет умных людей. У нас есть умнейшие люди, которые разбираются в сложнейших процессах, но при все при этом они не нужны, а нужны очередные Абромавичюсы, прибалтийские бакалавры, которые будут приезжать и делать то, что кому-то выгодно. Соответственно, если резюмировать наш эмоциональный разговор, скажу очень простую вещь: на самом деле только мы сами можем изменить судьбу своей страны. Но это должно происходить ни в коем случае не революционным путем. Это должно происходить путем эволюции, выбора и национального сознания. Не просто деньги здесь и сейчас, а что у тебя будет в дальнейшем — через 10, через 15 лет. Тем же нашим мигрантам, заробитчанам надо объяснить одну простую вещь — где они получат пенсию по достижении пенсионного возраста. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах ты работаешь, у тебя вроде бы все хорошо, хорошая зарплата, но тебе стукнет 60 лет и тебе скажут «До свидания!». Езжай пенсию получать там, где ты родился. Человек приедет сюда, а пенсии у него нет. Соответственно, как только мы начнем думать «в долгую», как только мы от каких-то краткосрочных результатов обратимся к долгосрочным, только так мы сможем по-другому построить свою историю. Я очень часто говорю, что для нас важно, построить государство сильное, мощное или слабое? Поэтому нам нужно из Украины создать своеобразную Швейцарию, своеобразный Сингапур. Нам нужно создавать условия для притока капитала, а не делать так, чтобы основным притоком капитала являлись деньги наших трудовых мигрантов. Это было бы выгодно всем, и той же правящей верхушке, но они этого не понимают. Они живут очень коротким, примитивным сроком.