И.Горбенко: «Убийство в московской школе — результат накопившейся агрессии»

В начале февраля ученик 10 класса одной из московских школ, вооружившись отцовской винтовкой, ворвался в здание школы и убил двоих человек – учителя географии и полицейского, который прибыл на вызов. Еще одного полицейского подросток ранил, одноклассников захватил в заложники. Примечательно, что родители и друзья подростка характеризуют его как «тихого, спокойного мальчика», который «шел на медаль». Как же распознать в обычном подростке скрытую агрессию и предотвратить ее проявление, рассказала корреспонденту ГолосUA семейный и детский врач-психолог, психотерапевт Инга Горбенко.
Инга, все мы помним, что убийству, совершенному российским школьником, предшествовала волна «школьных убийств» в США. В чем разница и что общего в мотивах совершения убийств американскими и российским школьниками?
Ментальность западного и славянского подростка несколько отличается. У них дети гораздо раньше становятся самостоятельными, а мы, по славянской ментальности, опекаем детей намного дольше. Но, что интересно, агрессия в одинаковой мере присутствует и у американских, и у славянских школьников. Есть отличия только в возможностях ее проявления. Связано это, в частности, с тем, что в западном мире подростки гораздо раньше получают разрешение на ношение оружия, право на вождение автомобиля. У нас же это происходит позже. Но и американский, и славянский подросток, совершивший убийство, в своем лице воплощает накопившуюся в обществе агрессию. И украинское, и российское общество сейчас безумно агрессивное. И города-миллионники, где принципы и возможности гораздо шире, чем в глубинке, дают возможность увидеть, в каком объеме и с какой остротой эта агрессия комбинируется у взрослого, у ребенка, а тем более — у подростка.
Почему такое жестокое убийство совершил спокойный подросток-отличник? Ведь подобные поступки мы привыкли приписывать заядлым хулиганам.
Именно психотипу человека правильного, в меру общительного, внешне неконфликтного свойственна мощная внутренняя агрессия. Как практикующий психолог, я могу сказать, что изначально корни такого поступка были заложены в родительской семье. Можно предположить, что там агрессии было «выше крыши», но возможности проявить ее не было. Ведь часто именно в «хороших» семьях существуют запрещенные эмоции, и агрессия – самая главная среди них. Она воспринимается обществом как негативная, ее выражать у нас не принято. Но ведь никто ее не отменял! Мы продолжаем испытывать агрессию, злость, ненависть, и носить эти эмоции в себе, молча. И тогда рано или поздно появляется точка накала, проявляет разрушительная сила скрытой агрессии. Поэтому и родителям, и обществу нужно понимать, что ребенку, как и каждому человеку, нужно позволять злиться.
Часто ли к Вам обращаются родители с жалобами на агрессивное поведение своих детей?
Родители часто приходят с другими проблемами – непослушание, отсутствие аппетита, болезни, а в корне этих проблем оказывается именно скрытая агрессия.
Какие расстройства Вы чаще всего диагностируете у детей?
На сегодняшний день среди подростков очень много социопатии и психопатии. Это не диагнозы, а расстройства организации личности, когда личность деформируется в процессе воспитания. Дети-социопаты взламывают основные нормы поведения. Ребенок-социопат непослушный, для него не существуют правила и мораль. Он не отзывается чувствами на происходящее. Всем жаль – ему нет, все виновны – он нет. Такой ребенок не может себя исправить, ему нужна постоянная помощь взрослого, потому что он — правонарушитель.
Дети-психопаты способны испытывать эмоции, но они также находятся за рамками норм и проявляют ярко выраженную безжалостность. Естественно, они непослушные, неуправляемые, часто срываются.
На какие изменения в поведении ребенка следует обратить внимание родителям, чтобы предостеречь возникновение расстройств психики?
Родителям необходимо более пристально присматриваться к детям, начиная с раннего школьного возраста. Например, смотреть, как ребенок ведет себя со сверстниками. Мы привыкли видеть ребенка своими глазами, поэтому важно собирать мнение окружающих, например, учителей или тренера спортивной секции. Обратите внимание, если ребенок как-то поменялся: замкнулся, стал конфликтным, или даже начал болеть. Это первые звоночки, что у ребенка возникает внутренний конфликт.
Как вы считаете, какое расстройство можно диагностировать у подростка, совершившего убийство в Московской школе?
Ближе всего – у него подавленная агрессия. Может быть, он был недоволен собой, не соответствовал своим внутренним представлениям. Чаще всего родители пытаются вложить в ребенка все, чего не смогли сделать сами. Родители поднимают для ребенка планку, а он не может ее достичь. Таким образом, они растят ребенка — перфекциониста. Но такие родители не понимают, сколько еще сможет выдержать ребенок. По сути, в случае с московским убийством есть месть. И, вероятнее всего, учитель, которого убил ребенок – это родительская фигура.  

Читайте также по теме