И.Игнатенко: «В гречку» можно было скакать и прежде, но так, чтобы не знали соседи

Ирина Игнатенко — кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии и краеведения исторического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, изучает традиционные народные верования, обычаи и мировоззренческие представления украинского. Собственно, именно в процессе профессионального поиска этнолог и решила исследовать тему, которая в научных кругах считалась, несерьезной.
/> «Сначала, некоторые из моих коллег с непониманием относились к изучению мировоззрения древних украинцев через понимание женского тела, его сексуальности, влияния менструального цикла на быт и.т.д,», — рассказывает она.

Таким образом, книга Ирины Игнатенко «Женское тело в традиционной культуре украинцев», которая вышла недавно, фактически стала первым в Украине историко-этнографическим исследованием преимущественно табуированных традиций украинской культуры.
Ученый уверяет, что именно «народные правила», которые держали наших бабушек и прабабушек в суровых рамках тогдашнего понимания морали, оказали огромное генетическое влияние на современных украинок и развитие феминизма в нашей стране. 
Тело женщины принадлежало общине и было объектом постоянных запретов.
— Ирина, для рядового украинского читателя, незнакомого с научными работами, изучение украинской культуры сквозь призму отношения к женскому телу, достаточно новаторский подход, откровенно, это первая массовая книга об интимности, естественности и сексуальности украинцев в древности. Почему вы взялись за это исследование?
Я согласна, тема очень деликатная, ведь речь идет о чем-то личном, очень интимном. В академических кругах, считалось, что такая тема не может быть предметом научного исследования. На самом же деле изучение женского начала, отношение к женской сексуальности, естественности, через определенные обряды, правила и обычаи, помогает более реально отразить мировоззрение наших предков. Как этнолог, я не раз сталкивалась с огромными пробелами, незаполненными нишами, которые мало кто исследовал и изучал.

Дело не только в том, как воспринимали женское тело, как относились к женщине или ее природным особенностям. С общественным восприятием и неприятием женщины сталкиваешься везде: медицина, зачатие ребенка, семейное благополучие и.т д

Собственно, работая над диссертацией, я собрала множество материала, который просился в отдельную работу.
— Вы уже заметили, что тема очень деликатная, наверняка опрос женщин, особенно старшего возраста дело не из простых, особенно когда речь идет о чем-то очень скрытом от посторонних?
Ну, прежде всего, я обработала множество научных источников, огромный пласт исследований, но то, что касается «живого» материала, то, как ни странно, он оказался на удивление откровенным. Стыдливой эту тему сделали сами ученые, а взрослые женщины считали, что их опыт является нормой. Я веду к тому, что «неправильной» тему половой жизни тогда никто не считал, от этого были дети, она знаменовала начало взрослой жизни, переход от девушки к настоящей женщине.

— После того, как я прочитала вашу книгу, сложилось впечатление, что женщина в древности была виновата во всех грехах, только за то, что она женщина …
Это не совсем соответствует действительности. В древнем украинском обществе существовали четкие правила, особенно они касались женщин. Если ты не придерживался этих правил, то становился изгоем, а правила предусмотрели, что основа смысла жизни женщины — это замужество. В двадцать лет девушка уже считалась «засидевшейся», а потому выходили замуж в 15 -18.

Наконец, вся ее жизнь, условно говоря, должна была идти по следующей схеме: родилась, крестилась, вышла замуж, родила детей. Таким был сценарий и отклонения от него было за общественным восприятием. Не вышла замуж — и ты «неправильная», супруги не могут иметь детей — виновата женщина и.т.д.

Украинское село тогда — это большая община, а именно потому «неправильная женщина» была осуждена всем миром: ее не приглашали на свадьбу, крестины, празднования, считалось, что такой гость может перенести свою несчастную судьбу и на других. Женская судьба в прошлом — это огромная ответственность и если сейчас считается хорошо, когда ты креативная личность, тогда женщина должна была соответствовать устоявшимся правилам: чем четче — тем лучше. Я даже позволю себе заметить, что тело женщины ей самой не принадлежало, оно было телом социума, общества в которой проживала эта женщина.
— Однако, «чистой» женщина считалась или до начала месячных или в период климактерия. С чем было связано такое отношение?
Никто не ставил своей задачей унизить роль женщины, но такая требовательность в определенной степени имеет христианские корни. Мужчина — глава семьи, женщина — его помощь. Все, что было связано с мужчинами, наделялось положительным символикой, знаком плюс. Отсюда и отношение к женскому месячному циклу, ведь мужская кровь идет из ран. С менструальным циклом женщины было связано множество запретов. Например, в особые дни, женщине запрещали выходить в сад, считалось, что деревья могут посохнуть, такая женщина не могла сеять, сажать, полоть, собирать грибы, травы, ягоду, посещать крестины, свадьбы, похороны, заходить в церковь.

Конечно, ключевой момент сыграла христианская церковь, культура только расставила акценты. Хотя определенная рациональность таких обычаев все же была, ведь они помогали сохранить общину.

— Определенные обряды и традиции, описанные вами, вызывают удивление, ведь представить, что такое было в Украине очень трудно. Например, очень неожиданно выглядит замена жениха дружбой во время первой брачной ночи (обряд «кладовая» — ред.)., если в первом не удавалось выполнить обязанности мужа в постели. Возникает вопрос, а где же известная украинская верность, о которой читаем в произведениях литературы и.т.д?
Представить такое сегодня действительно трудно — в конце концов, кому понравится, что первая ночь станет предметом созерцания значительного количества людей? Более того, на первый сексуальный опыт молодым отводили 5-30 минут, перед тем раздев их догола и тщательно обыскав, случайно не оставил кто-то острые предметы, которые могли ввести в заблуждение при демонстрации постели с «калиной». Неудивительно, что жених мог растеряться, особенно учитывая то, что за дверью, кто-то постоянно интересовался долго ли молодые еще будут заняты. Когда я впервые натолкнулась на обычай «замены» молодого дружбой, приняла его за случайность, ведь сама свадебная обрядность очень хорошо исследована и изучена. Однако, обратившись за помощью к профессиональным исследователям получила подтверждение того, что первый сексуальный опыт именно между молодыми не был важным. Ведущую роль тогдашнего понимания благосостояния семьи играло — целомудрие девушки.

Брачная ночь была делом не только молодых и даже не родителей, это обязанность родов, общины, общества. Было бы уместнее считать, что невеста принадлежала не столько своему мужу, как его роду.

Конечно, для современности, подобные обычаи приравнивается к средневековой «дикости», ведь первая брачная ночь — дело только двух человек. Если после такой «подмены» невеста беременела, ребенок считался родным законному супругу, ведь дружка был представителем семьи.
В книге я описываю отношение к тем женщинам, которые лишились девственности до брака, не дай Бог, такая девушка беременела, тогда она и ее ребенок до конца дней были отвергнуты обществом, посрамлены, унижены. На самом деле — это свидетельствует лишь о том, что украинская традиционная семья не была такой идеальной, как нам рисует большинство книг. Одна любовь, одна семья — это та идеализация, которая не соответствовала реалиям тогдашней жизни и это не стоит воспринимать, как аморальность, а лишь как должное. Так было, так жили. В жизни наших предков тоже были добрачные отношения, были измены, аборты.

Не умаляя роли мужчины, замечу, что женщина несла на себе больший груз: воспитание детей — мужчина принимал участие в воспитании, только тогда, когда они уже немного подрастали, — хозяйства, благосостояние семьи и даже измена мужа. Женщина не могла даже представить развод, потому что он считался неправильным, неестественным. В свою очередь, общество закрывала глаза на многие вещи, ведь ему не нужны были разведенки и любые колебания скрывались.

Когда я работала над книгой, то пришла к выводу, что традиционное общество было достаточно жестоким, один неосторожный шаг человека мог сломать ей всю жизнь. Чего только стоят ограничения, по интимной жизни уже в браке.

— То есть, после замужества также были ограничения?
Конечно, любить, даже супругам, запрещалось по средам, пятницам, воскресеньям, во время православных праздников, всех 4-х постов. Дней, когда «можно» оставалось крайне мало. Хотя, если подойти с другой стороны, то это служило своеобразной контрацепцией, ведь женщина должна была рожать столько, сколько Бог пошлет, а контрацепция тогда была недопустимой. 

— В наше время женщина имеет множество возможностей, но ее приоритетом продолжает оставаться «удачно выйти замуж», найти достойную партию. Большинство иностранцев признает, что не встречала такой концентрации красивых и одновременно умных женщин в одной стране, но сразу же вспоминают и о доступности украинок. Думаете, прошлое, отразилось на современной украинке?

Все сегодняшние проблемы связаны с прошлым — как генетика, которая передается от деда и отца, так и здесь. В наше время очень много изменилось, женщина получила возможность развиваться вне семьи, заниматься карьерой, путешествовать, учиться, восхищаться определенным делом, однако, стереотип «надо выйти замуж» остался неотъемлемой частью мировоззрения нашей барышни.

Знаете, женщины, которые прочитали мою книгу, были моими главными критиками. Например, общаясь с читательницами, я узнавала дополнительную информацию, вроде «ой, а моя бабушка — это тоже рассказывала», одна из них, даже расплакалась, объясняя это искренней радостью за то, что она родилась именно в наше время, когда у женщины столько открытых дверей.

Вот здесь становится понятной необходимость изучения «женской темы», ведь большинству из нас, она позволяет избавиться от комплексов настоящего, понять, что никто не осудит за то, что ты будешь жить, как нравится в первую очередь тебе. Современная украинка может жениться, когда достаточно созреет для этого, а не когда «нужно», может расстаться и дать шанс себе и своей половине для счастливой жизни.

Я не могу представить себе, как жили женщины когда-то — постоянно держаться в рамках «правильного», постоянно в работе, постоянно рожать … Однако, при таком перечне, украинская женщина оставалась, открытой, доброй и не теряла свое достоинство. Это пример для всех украинок, которые сегодня, живут по чужим правилам, но до сих пор не могут оценить свою личность.

— Как вы оцениваете состояние феминизма в Украине, у нас можно говорить о гендерном равенстве и правах?
Проблема в том, что в Украине искаженное понятие феминизма. Его трактуют как ненависть к мужчинам, рождение детей, супружеских обязанностей и.т.д. На самом деле, феминизм — это равноправие, ликвидация «диких» обычаев и отношение к женщине. То, что я женщина и преподаю в университете мужчинам — это феминизм, то, что в медицине, в науке, политике, появились женщины – также «спасибо» феминизму, а у нас почему-то воспринимают его, как плохое влияние Запада.
Собственно, вот такое неправильное восприятие, искривление феминизма привело к тому, что украинки просто не обучены бороться за свои права. Сегодня женщины защищают их голыми сиськами, а суть и дальше сводится к чисто «семейным обязанностям», в то время как следовало бы говорить о женщине интеллигентной, с собственной гражданской позицией и множеством возможностей. Поймите меня правильно, я не хочу подрезать корни семьи, не пытаюсь подчеркнуть, что муж или дети это плохо. Я лишь пытаюсь продемонстрировать на примере прошлого, что сегодня ты получила огромный бонус и можешь много добиться.

Читайте также по теме