15 мая 2015 года Президент Украины Петр Порошенко подписал закон №317-VIII «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики», общеизвестный как антикоммунизационный закон. Но 31 мая 2017 года депутаты от фракции «Оппозиционный блок», подали представление в Конституционный суд Украины относительно признания данного закона несоответствующим нормам Конституции. В поданном представлении отмечается, что подписанный закон противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Всеобщей декларации прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 года, а также Международному пакту о гражданских и политических правах. Также, 8 декабря 2017 года Европейская комиссия «За демократию через право», более известная как Венецианская комиссия дала свою оценку закону о декоммунизации, где указала рекомендации по усовершенствованию данного закона. Но в Украине данным рекомендациям не вняли. Чтобы разобраться, в чем состоят основные проблемы данного закона, корреспондент ГолосUA побеседовал с адвокатом Ириной Ивасюк.
— На какой стадии сейчас находится рассмотрение дела о прекращении деятельности Коммунистической партии Украины и, в частности, как обстоят дела с запретом коммунистической символики?
— В данный момент дело о прекращении деятельности Коммунистической партии Украины находится в Киевском апелляционном административном суде. Но рассмотрение дела приостановлено, по причине того, что народные депутаты обратились в Конституционный суд с конституционным представлением о несоответствии данного закона Конституции. Поэтому Апелляционный суд приостановил рассмотрение дела до принятия решения Конституционным судом.
— Известны ли вам случаи привлечения конкретных людей за публичное использование коммунистической символики?
— В моей практике таких случаев не было. Хотя действительно статьей 436-1 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, распространение коммунистической, нацистской символики и пропаганду коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов. Эта ответственность была введена с принятием закона о декоммунизации. При этом в заключении Венецианской комиссии указано, что уголовная ответственность должна применяться исключительно за те действия, которые несут угрозу для общества. Также Венецианская комиссия в своих выводах настаивает на том, что само лишь использование той или иной символики не должно влечь за собой уголовную ответственность.
— Какова позиция Конституционного суда относительно данного закона?
— По данному закону Конституционный суд должен принять решение, соответствует ли он нормам Конституции или нет. Поскольку в представлении народных депутатов прописаны четкие вопросы, на которые необходимо получить ответ.
К примеру, в законе о декоммунизации говорится, что любое объединение может быть запрещено, если оно пропагандирует «тоталитарный коммунистический режим». Но, если мы обратимся к Конституции, то статья 37 содержит исчерпывающий перечень оснований, на основании которых деятельность партий и объединений могут быть запрещены. И такого основания как «пропаганда тоталитарного коммунистического режима» Конституция не содержит.
То есть, мы видим четкое несоответствие норм данного закона Конституции, которая наделена высшей юридической силой. Поэтому на данном этапе Конституционный суд должен четко обозначить – или в целом этот закон не соответствует Конституции, или отдельные его положения.
Поэтому суд апелляционной инстанции правомерно приостановил рассмотрение дела о прекращении деятельности Коммунистической партии до принятия решения Конституционным судом.
— Каковы имеются тонкости в данном законе, которые касаются запрещения конкретно коммунистической символики?
— Нужно отметить, что перечень запрещенной символики является чрезмерным. Отдельные символы определены расплывчато и не изображены в самом Законе. Да, сложно предположить, что именно запрещает подпункт в пункт 4 части 1 статьи 1, в котором говорится о флагах, символах, изображениях или другой атрибутике, в которых воспроизводится сочетание серпа и молота, серпа, молота и пятиконечной звезды, плуга, молота и пятиконечной звезды.
Мы неоднократно в суде апелляционной инстанции заявляли ходатайства о необходимости проведения геральдической экспертизы, которая должна определить, сочетание каких конкретных символов может считаться запрещенным. Так как главная проблема данного закона в том, что он не содержит в отношении коммунистической символики конкретных положений.
— Изучив закон о декоммунизации, Венецианская комиссия сделала ряд замечаний, направленных на его усовершенствование, чтобы сделать некоторые формулировки в законе более конкретными. Проясните, пожалуйста, позицию Венецианской комиссии по данному закону…
— Венецианская комиссия предоставила Украине такие рекомендации, направленные на усовершенствование Закона Украины от 9 апреля 2015 № 317-VIII:
Символика: для обеспечения ясности и конкретности, Закон должен содержать менее обширный и исчерпывающий перечень запрещенной символики;
Пропаганда: это понятие должно быть четко определено, особенно когда оно применяется в целях криминализации определенных действий;
Возражения преступлений: соответствующие положения должны быть связаны с конкретными преступлениями, а не просто указывать на «преступную природу» режима в целом, что является слишком расплывчатым;
По поводу санкций комиссия дала указания, что только те действия, которые представляют реальную угрозу обществу, должны влечь за собой уголовную ответственность, пропорциональную тяжести совершенного преступления. Простая же публичная демонстрация символики или названия той или иной партии не должно наказываться лишением свободы.
Что касается запрета общественных объединений, то комиссия отметила, что в законе следует четко указать, что запрет любого объединения является крайней мерой, которую можно применять лишь в исключительных случаях, пропорциональных тяжести преступления. Это касается в первую очередь, политических партий в свете их важной роли в демократическом обществе.
Также нужно обратить внимание на тот факт, что на заседании Венецианской комиссии сами представители Правительства Украины от имени Украины приняли на себя обязательства привести декоммунизационное законодательство в соответствие с европейскими нормами.
В контексте требований Соглашения Украины с ЕС необходимым условием сотрудничества между данными субъектами международных отношений является обязанность выполнения государством Украина установок Европейской комиссии «За демократию через право», в том числе которые отображены в заключении Венецианской комиссии от 18 декабря 2015 года.
На сегодняшний день никаких изменений, связанных с рекомендациями Венецианской комиссии, в закон о декоммунизации внесено не было. Но так как Украина подписала договор с Европейским Союзом, данные рекомендации должны быть учтены при внесении изменений в данный закон.
Вместе с тем нужно подчеркнуть, что предложения Венецианской комиссии и Бюро демократических инициатив по правам человека носят рекомендательный характер.
— Существуют ли в европейской практике случаи аналогичных декоммунизационных законов?
— В 2009 году в Польше была введена уголовная ответственность за публичную пропаганду фашистской тоталитарной системы. Эти положения уголовного закона были обжалованы в Конституционном суде Польши, который в 2011 году признал их противоречащими Конституции. Обосновывая свое решение, суд отметил, что положения Уголовного кодекса носят некорректный характер. Также Конституционный суд подчеркнул, что обжалованная статья, не имея конкретности и определенности, нарушает свободу выражения взглядов. Также суд в своем решении сослался и на пример других стран, к примеру, на Венгрию, в связи с решением Европейского суда по правам человека по делу «Вайнай против Венгрии».
Также в 1991 году в Чехии в Уголовном кодексе было предусмотрено уголовное наказание для лиц, которые «поддерживают и способствуют движениям, демонстративно высказываются за отмену прав и свобод граждан или за распространение национальной, расовой, классовой или религиозной вражды». Впоследствии Конституционный суд страны признал эту норму неконституционной, мотивируя тем, что «полный запрет поддержки или пропаганды фашизма или коммунизма несовместим с принципом конкретного регулирования уголовного закона». Конституционный суд признал, что коммунистическая идеология, кроме идей насильственного осуществления государственной власти, может распространять и демократические идеи.
— Широко известно решение Венецианской комиссии по закону о декоммунизации. Какие еще есть решения международных инстанций по данному закону?
— У нас есть отчет Верховного комиссара по правам человека ООН о ситуации по соблюдению прав человека в Украине от 16 декабря -15 мая 2015 года, в котором указано, что положения закона о декоммунизации противоречат Конвенции о соблюдении прав человека от 4 ноября 1950 года, решениям Европейского суда по правам человека – таким, как «Вайнай против Венгрии», «Объединенная коммунистическая партия Турции против Турции», «Социалистическая партия Турции против Турции».