- Украину и Беларусь разделяет граница, однако пересекая ее, мы становимся реальными свидетелями пусть не «китайского чуда», а «белорусского феномена». Казалось бы, оба государства одновременно обрели независимость, однако там все по-другому: качественные дороги, высокие пенсии, действительно бесплатная медицина, даже если необходимо пересадить почку или сделать операцию на сердце. При этом Беларусь живет по законам современного рынка. Корреспондент ГолосUA пообщался с первым секретарем ЦК Компартии Беларуси Игорем Карпенко о политическом курсе государства, его экономической направленности, а также возможности партии влиять на эти процессы.
- — Игорь Васильевич, какую роль Компартия играет в Беларуси, ведь в парламенте коммунистов мало, зато многие члены партии занимают ключевые посты в исполнительной власти?
- На сегодняшний день в парламенте уже 5 членов партии, хотя избиралось 3. Но мы ставили несколько иные задачи на выборах. Во-первых, нас интересовала отработка таких стратегических целей, которые бы не позволили пропустить в парламент так называемую «пятую колонну» оппозицию. Мы реально понимаем, если они пройдут в парламент, начнут проводить политику грантодателей, чтобы отрабатывать полученные деньги. Во-вторых, мы исходили из определенной целесообразности: с нами вместе шел ряд общественных объединений левого толка. Например, «Белая Русь», Общественное объединение ветеранов, ОО «Союз офицеров», молодежные организации и т.д.
- Нам надо было в мажоритарной системе (парламентские выборы в Беларуси проходят исключительно по мажоритарной системе – прим. авт.) создать условия, чтобы мы не мешали друг другу. Это – тактические цели. В-третьих, в парламенте этого созыва много бывших членов КПСС. Сегодня мы проводим работу, и у нас уже 5 членов партии в парламенте.
- Мы представлены и в исполнительных органах власти. Например, я являюсь заместителем председателя Мингорисполкома, а секретарь одного из обкомов – председатель комитета по вопросам труда и социальной защиты, а еще один – управляющий делами одного из исполкомов. У нас неплохое представительство депутатов в местных советах. Мы хотим прочно занять левый фланг на политическом поле страны, и мы работаем в этом направлении.
- Скажем откровенно – сегодня у нас четкая и понятная программа. Мы когда шли на выборы, выдвигая наших представителей по 110-и округам, если наши не проходили, то занимали вторые места – значит, у нас есть электоральная поддержка. Понимаете, белорусский народ чувствует идею социальной справедливости, он не воспринимает, когда кто-то берет чужое, когда кто-то незаконно захватывает собственность и т.д.
- — Нельзя было не заметить кардинальных изменений программы партии накануне парламентских выборов…
- Предыдущая программа не была полностью выполнена, поэтому говорить о том, что она кардинально изменилась – неверно. Но в чем уникальность марксизма-ленинизма как теории? Это методология, при помощи которой мы сегодня оцениваем состояние действительности и вырабатываем какие-то конкретные пути взаимодействия.
- — Например?
- Например, предприятие «Белтрансгаз» был продан «Газпрому» — фактически, это труба, по которой газ идет в Европу. Мы считаем, что это было правильно сделано, потому что когда был построен «Северный поток» в обход Беларуси, мы могли получить просто ржавую трубу, через которую бы совершенно ничего не прокачивалось. Продав трубу, мы имеем явное ее наполнение газом. Более того, сегодня уже развивается проект еще одной ветки на территории Беларуси. Вместе с тем, мы сохранили рабочие места, получаем стабильно налоги – нам платят налог на недвижимость, на землю, которую эксплуатирует труба, — и стабильно идет прокачка газа, не только для Беларуси, но и для других стран. А значит, это уже тоже определенный доход. То есть, в данной ситуации мы выбрали политическую целесообразность. Поэтому не надо пугать коммунистами, дескать, мы – ярые противники частной собственности. Китай тоже показывает, что порой как частное, так и государственное не бывает эффективным. Нужно находить золотую середину, но социальная ответственность всего бизнеса должна быть очевидной, потому что как бизнес, так и экономика должна работать на конкретного человека. А если они работают на карман отдельных личностей, то от такой экономики эффекта никакого не будет: масса бедных и кучка олигархов!
- Есть и другой пример. Кондитерская фабрика «Коммунарка» была приватизирована и акционирована. И оказалось, что собственник-американец фактически выкачивал из предприятия деньги и вывозил их за рубеж. Пришлось вмешиваться Президенту, который настаивает на социальной ответственности бизнеса. Пусть это будет частная собственность, но владелец должен быть социально ответственным по отношению к своей стране, по отношению к экономике и т.д. Когда же предприятие не модернизируется, из него вытягиваются ресурсы, из страны вывозятся деньги, что станет с таким предприятием? Рано или поздно оно рухнет и фактически будет ликвидировано как конкурент.
- Мы это уже проходили! Нам это не нужно! Мы это видели в Венгрии, когда знаменитый завод «Икарус» распродали, реструктуризировали и фактически ликвидировали. То есть, устранили конкурента на рынке, заняв его место! В итоге, что получила Венгрия? Ничего, кроме дополнительных 16 тыс. безработных, которых уволили с данного предприятия.
- — Удается ли Компартии доводить свою позицию в парламенте и исполнительных органах власти?
- Мы очень активно работаем в этом направлении – взаимодействуем со всеми ветвями власти. У нас есть каналы общения и с Администрацией Президента, и с Советом Министром, и с парламентскими структурами. Мы доводим свою позицию и диалог есть. Когда я встречался с Президентом и мы обсуждали деятельность левых патриотических сил, не только Коммунистической партии, он говорил, что ему не нужно слепое почитание и слепая поддержка. Он сказал, что ему, наоборот, нужна объективная информация. Потому что в споре рождается истина, и он хотел бы знать разные позиции. Президент говорил, что электорат Беларуси должен, в первую очередь, воспринимать на уровне ее идей, которые изложены в конкретной программе. У общественных объединений, которые пришли в парламент, есть свои нормативные документы, но нет целостной программы – политической, экономической и т.д. У нас она есть! И если сегодня общественные объединения понимают, что их взгляды пересекаются с нашей программой, мы с ними взаимодействуем.
- — В этом году социологи в ходе парламентской избирательной кампании в Украине отметили феномен КПУ, констатировав, что электорат коммунистов у нас значительно помолодел. Однако одно дело – поддержать партию, отдав за нее голос, и совсем другое – стать реальной поддержкой этой политической силы. Как компартия Беларуси работает над омоложением партии?
- У нас уже тоже много молодежи, которая понимает происходящие процессы. Эйфория от свободного рынка, идей либерализации уже прошла. Молодому человеку всегда свойственно сомневаться: он много читает, много анализирует, много смотрит… Когда я прихожу на встречи с молодежью, с ними нужно очень откровенно говорить и конкретно высказывать свою позицию. Может быть, она спорна, возможно, она кому-то не нравится, но с ними нужна именно откровенность. Ведь они многое понимают в происходящем.
- По данным исследований, у молодежи на высоком уровне семейные ценности, она хочет иметь достойную зарплату, хорошее образование. Кто это может дать? Оголтелый бизнес, который только выкачивает и вывозит из страны, или все-таки социально ответственный бизнес? Наверное, все-таки социально ответственный.
- У нашей партии нет своей молодежной организации, как у КПУ и у КПРФ. Правопреемником комсомола у нас является Белорусский республиканский союз молодежи. Это мощная структура, которая пользуется поддержкой государства, на поддержку различных программ идет финансирование из государственного бюджета. Фактически они и являются соисполнителем государственной молодежной политики Беларуси в рамках имеющихся программ. Но в этой организации есть возрастной ценз – в ней могут состоять люди до 31 года. А что дальше?
- Говоря о конкретном проекте, мы с Петром Симоненко и Геннадием Зюгановым договорились, что летом проведем совместный проект. 20 апреля был подписан договор о намерениях с целью формирования международного молодежного стройотряда для работы на строительстве студенческой деревни в городе Минске. От каждой страны будет по 10 человек. Ребята получат возможность познакомиться с Беларусью, пообщаться со сверстниками, поработать и заработать деньги, посмотреть достопримечательности и поучаствовать в основных общественно-политических мероприятиях. Это конкретный проект, но мы также готовы к реализации и других проектов.
- — Какова сегодня доля государственных предприятий в масштабе страны?
- Она значительна. Но сегодня приватизацию не стоит понимать исключительно как передачу в частные руки. Акционерная форма собственности – тоже частная, но здесь важна доля. Например, у нас есть предприятия, где 100% акций принадлежат трудовому коллективу.
- — Трудовому коллективу или руководству, которое постепенно скупает акции у работников?
- Трудовому коллективу. Конкретным людям – Петрову, Сидорову, Иванову и т.д. И если человек хочет продать акцию, то приоритетное право покупки – у других членов коллектива. Де-юро, это частная собственность, но фактически предприятие стало народной собственностью. Также у нас есть общества, где 100% акций принадлежит государству.
- — А земля? Может ли земля быть в частной собственности в Беларуси?
- Частная собственность у нас может быть оформлена только под жилое строение в деревне. Плюс, к дому можно оформить в собственность 25 соток приусадебной территории. Вы можете продать или передать эти наделы при условии, что целевое назначение останется тем же. То есть, продать землю, чтобы на ней построили автозаправку, нельзя.
- Вместе с тем под социальные и бизнес-проекты земля дается в пользование. И это очень эффективно. Например, в Молдове нарезали всем черезполосицы (паи) и выдали всем. И сейчас там фермеры, которые хотят расширить посевные площади не могут этого сделать. Ведь в этом случае приходится иметь дело с 5-10 землевладельцами, которые либо заламывают высокую цену за надел, либо принципиально не хотят его продавать, хоть и не используют его. А ведь будущее сельского хозяйства – за крупнотоварным производством.
- — В рамках Союза коммунистических партий вы не только общаетесь с лидерами других стран, но и изучаете опыт других государств. Каким положительным опытом может поделиться Беларусь? Чем она может гордиться?
- Я недавно встречался с делегацией из Академии общественных наук из Китая – это бывший институт марксизма-ленинизма. Мы все смотрим на китайский опыт, а они мне сказали, что для них важен опыт Беларуси, так как мы интерпретировали то, что уже сделано в Китае, улучшив имеющиеся позиции. В частности, это касается и вопроса ценообразования. Сегодня Президент четко поставил требование – цены нужно регулировать. Несколько лет назад мы уже поэкспериментировали…. Мы посмотрели, что политика либерализации к позитиву не вела. Наоборот, провоцировала повышение уровня инфляции и создавала определенные помехи для развития экономики. Поэтому сегодня мы будем снова возвращаться к регулированию цен.
- — В 2015 году в Беларуси состоятся президентские выборы. Намерены ли вы баллотироваться на пост главы государства?
- Пока мы не будем забегать вперед. Посмотрим. Я уже говорил, что нам ближе беспартийный Лукашенко, чем сотни разных партийцев, которые крутятся вокруг белорусской власти. Я имею в виду оппозицию. Александр Григорьевич говорит, что он по духу — коммунист. И у него есть партбилет. Дело в том, что по Конституции президент у нас не может быть членом партии. Поэтому придет время – будем смотреть, кто будет баллотироваться.
Министерство экономики Украины, Минцифра и Google Украина запустили платформу с бесплатными ресурсами...