И. Колиушко: «Если Верховная Рада не в состоянии провести реформы, значит нужно проводить досрочные выборы»

В связи с последними событиями, которые происходят в Украине, все чаще правительство поднимает тему децентрализации власти и важности Конституционной реформы. О том, как проходит работа над изменениями в Основной закон, что специалистов и ученных не устраивает в работе Временной специальной комиссии в Верховной Раде, какие предложения выдвигают эксперты и кто в правительстве прислушивается к конституционалистам, корреспонденту ГолосUA рассказал глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.

— Игорь Борисович, расскажите, какие именно предложения содержит ваш законопроект?

— В своем законопроекте, который был представлен, мы попробовали выложить все направления изменений, которые считаем актуальными. Тут я четко разделяю, что, с одной стороны, эксперты и ученые должны сделать свою работу, то есть,  должны написать и представить политикам предмет для обсуждения, а с другой стороны политики должны взять этот проект и выбрать из него то, что им больше подходит.

Возможно, подправить и улучшить, но все же придерживаться какого-то концептуального стержня, так как нельзя вносить изменения эклектично, поделить, доводя до абсурда. Я когда-то шутил, что в свое время Конституцию поделили между фракциями и каждая фракция вносит изменения в свой раздел.

— Как Вы считаете, что нужно сделать для подготовки Конституционной реформы?

— Подготавливая конституционную реформу, нужно обеспечить научно обоснованный комплексный подход, и для этого нужно создать комиссию, которая это подготовит. А потом уже не будет другой альтернативы, так как голосовать все рвано придется в Верховной Раде – или добровольно, или под давлением митингов, или под эгидой и агитацией Президента. Это уже другой вопрос. Другого пути нет.

Если Верховная Рада не в состоянии это сделать, значит нужно быстрее проводить досрочные выборы.

— Недавно на рассмотрение Венецианской комиссии был отправлен какой-то «текст» — он устраивает специалистов?

— В тексте, который был отправлен на рассмотрение Венецианской комиссии, не решаются многие вопросы, которые являются очень острыми. К примеру, там не меняется порядок формирования правительства за исключением того, что две должности забираются у Президента и передаются Премьер-министру, как и все другие. В остальном остается так же: карикатурная коалиция, или, как ее любят называть некоторые политики, – «кАолиция».

Этого нет ни в одной европейской Конституции, там используются совершенно другие процедуры формирования правительства в парламенте. Мы выписали и предложили эти процедуры в своем документе.

Также в этом документе не защищается государственная служба, что для нас превратилось в острую проблему.

— А в чем заключается эта проблема?

— Каждый раз после смены власти у нас "вымываются" несколько тысяч государственных служащих. После двух волн вымывания реформирования государственной службы, там не с кем разговаривать.

В кабинетах сидят люди, среди которых 80% неизвестно как туда попали. Может они родственники или другим способом попали, но когда я с ними встречаюсь, то складывается впечатление, что они абсолютно не понимают, где они находятся, и что они должны там делать.

В редакции, которая отправлена на рассмотрение в Комиссию, неправильно решаются вопросы, связанные с государственными администрациями. Меняются функции, но местные государственные администрации настолько ослабляются, что они не смогут выполнять те функции, которые им приписывают, так как контроль над законностью, является очень важной вещью.

А превратить их на какие-то государственные представительства, и свести их к уровню дипломатических представительств. Это полный нонсенс. Для этого нужна администрация как орган с общей компетенцией. И в то же время их руководителей предлагают назначать президенту, хотя государственную политику отвечает правительство.

— Разве это не децентрализация власти, о которой там много говорят в правительстве?

— Это не совсем связанно с децентрализацией, так как это разные вещи. Децентрализация — это передача полномочий местному самоуправлению, а государственные администрации должны быть государственными органами, которые будут обеспечивать надзор за законностью. Они не реализуют политику, а только обеспечивают реализацию государственной политики в части соблюдение законности.

Они должны быть подведомственны и отвечать перед правительством, так как именно правительство отвечает за это. Ну а дальше такая эклектика – у кого-то что-то забрали, кому-то добавили, и поэтому нормального эффекта не будет.

— Игорь Борисович, вы выходили с этими предложениями на уровень правительственных органов?

— Конечно, но опять же правительство не имеет отношения к Конституционной реформе. Там не к кому выйти. Есть два министра, которые добровольно взяли на себя эту инициативу, а это Министр регионального развития, который принимал активное участие в подготовке предложений относительно децентрализации, и мы с ним работали. Все предложения по децентрализации власти мы считаем общими, но они потом были частично проигнорированы Временной специальной комиссией в Верховной Раде.

А второй министр,-  а это Министр юстиции, — проявил инициативу по судебной реформе. Ему мы также представляли все наши предложения, но они были полностью проигнорированы.

Относительно отношений между нами и высшими органами государственной власти. Мне неизвестно, чтобы в правительстве кто-либо этим интересовался. Откуда появился тот текст, который был направлен на рассмотрение Венецианской комиссии.

— Как вы считаете, ваши предложения будут услышаны?

— Не знаю, но мы делаем все, что можем для того чтобы это наш голос был услышан.

Читайте также по теме