Председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио считает, что люстрацию в Украине следует приостановить с тем, чтобы доработать закон об очищении власти. «Мы пришли к общему мнению в дискуссиях с вашими представителями, с министром юстиции, договорились совместно трудиться над доработкой и приведением этого закона в соответствие с европейскими стандартами», – сказал глава Венецианской комиссии. О том, почему Венецианская комиссия высказала столь серьезные замечания по поводу уже вступившего в силу люстрационного закона, корреспондент ГолосUA узнавала у главы Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко.
— Игорь Борисович, почему в Венецианской комиссии только сейчас заявили о замечаниях по поводу принятого парламентом закона о люстрации?
— Этот закон был направлен в Венецианскую комиссию и она его рассмотрела. Это и является причиной появления такой оценки. Кроме этого, визит председателя Венецианской комиссии Джанни Букиккио просто совпал с появлением этого вывода комиссии, известного, по-моему, еще с ноября или даже октября минувшего года.
— В чем суть претензий Венецианской комиссии к этом документу?
— Там достаточно много замечаний. Но, в общем, все они сводятся к тому, что закон нечетко и неоднозначно описывает критерии ответственности разных категорий должностных лиц, подходит к ним с разными мерками. К тому же, не во всех случаях эти критерии ответственности совпадают с принятыми в Европе стандартами. Именно поэтому и возникли такие замечания. Они сформулированы в выводе Венецианской комиссии. В тот момент, когда еще только появился этот вывод, наша страна заявила (министр юстиции даже ездил на это заседание комиссии), что мы со всем согласны и немедленно начнет готовить законопроект про внесение изменений в этот закон.
— Что можно сказать о реализации этих обещаний?
— Собственно, во время последнего визита господин Букиккио и спрашивал — так где же обещанные изменения в закон о люстрации?
— Насколько распространена практика, при которой Венецианская комиссия «возвращает на доработку» украинские законы? Это бывает часто ?
— Такое случается нечасто, но все же бывает. Во-первых, нет такой практики, чтобы Венецианская комиссия рассматривала абсолютно все законы. Она занимается лишь самыми важными, резонансными, общественно-значимыми. И поскольку было очень много дискуссий вокруг именно этого закона (закона о люстрации — ред.), внутри страны… Мне даже неизвестно, по чьему представлению он попал на рассмотрение. Вообще-то, Венецианская комиссия занимается такими вопросами только «с подачи» государственных органов. В данном случае — то ли Минюст обратился, то ли Верховная Рада, но кто-то должен был это сделать обязательно. И вопрос, таким образом, был рассмотрен.
— Обязательно ли Украине исполнять рекомендации Венецианской комиссии?
— Конечно, Венецианская комиссия является консультативным органом. Она не может «возвращать» законы, просто сообщает свои отзывы. Но на основании того, отвечает ли на это, учитывает ли эти советы страна, соответствуют ли проанализированные документы положениям Венецианской комиссии, весь мир оценивает: есть ли у нас демократия, верховенство права. И, в конечном итоге — давать ли нам инвестиции, помощь, принимать ли нас в Евросоюз, или нет.
— То есть, и закон о люстрации может повлиять на решения по этим вопросам?
— Да, естественно.
— Бывает ли такое, что законопроекты «проверяются» Венецианской комиссией до принятия парламентом?
— И такое бывает.
— А в данном случае это было сделано?
— Нет.
— Почему, как вы считаете?
— Это — вопрос к депутатам, Президенту, министру юстиции. Они «вели» этот процесс, принимали закон.
— С вашей точки зрения, каковы наиболее «проблемные» моменты этого закона, его «слабые места»?
— Непонятно, почему одни должности включены, а другие — не включены в перечень ответственности.
— Насколько парламент готов изменить этот закон?
— Депутаты обещают сделать это.
— К каким негативным последствиям в обществе может привести применение закона о люстрации без внесения изменений?
— Главный «негатив» состоит в том, что некачественный закон о люстрации не дает ответа, как реформировать саму систему власти. К тому же, люстрация позволяет лишь понять, кого нужно уволить. Но мы до сих пор не определили, кого и как принимать на работу в органы власти, что и как они должны делать. Эти вопросы не решены. Отсутствие этой реформы убивает веру людей в то, что мы движемся к справедливости. К тому же, это делает невозможным реформирование страны, в том числе, экономические реформы, сохраняет коррупцию.