21 мая Верховная Рада приняла за основу законопроект № 2561 «Об органах внутренних дел». Согласно пояснительной записке, целью законопроета является определение правовых и организационных основ деятельности центральных органов исполнительной власти Украины в сфере внутренних дел, а также формирования органов внутренних дел как системы самостоятельных органов исполнительной власти.Однако эксперты резко раскритиковали как сам факт его появления, так и текст этого документа. О том, зачем парламент принял закон «Об органах внутренних дел», аналоги которому есть лишь в Беларуси, Казахстане и Киргизстане, и подобного которому нет ни в одной европейской стране, корреспондент ГолосUAрасспросила директора Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко.
-Игорь Борисович, зачем Украине нужен закон «Об органах внутренних дел»?
-Для чего нужен это закон, необходимо узнавать у его авторов. Но мое глубокое убеждение, что подобный закон принимать было абсолютно не нужно. Более того, он не отвечает нашей Конституции, а также не вписывается в общую существующую в Украине систему законодательства. Если уже и принимать закон «Об органах внутренних дел», тогда нужны и законы об органах юстиции, финансовой политики, и так далее. В таком случае, совсем другой будет конфигурация всех существующих законов.
-Поясните, пожалуйста…
-У нас есть законы о защите границ, о чрезвычайных ситуациях, будет принят Закон «О полиции». Посредством этих документов раскрывается предмет деятельности органов, подведомственных министру внутренних дел. Но сегодня они подчинены действующему министру, а в следующем правительстве, возможно, будут подведомственны другому. Это, согласно Конституции, решается не на основании закона, а по решению Кабинета министров. В данной части, фактически, законопроект не отвечает Конституции Украины. Если «пофантазировать», для чего все-таки это закон придуман, можно выдвинуть две гипотезы. Первая — стремление «зацементировать» сферу ответственности министра внутренних дел. Чтобы правительство не могло, в случае необходимости, реализовать свое конституционное право по ее изменению. Но это — утопия, так как правительство может просто сослаться на норму Основного закона, и решить это вопрос по-другому, невзирая даже на наличие этого закона.
-Какова вторая причина появления этого документа?
-Вторая, и более значимая причина состоит в следующем: 17-я статья этого закона содержит норму о праве работников внутренних дел пользоваться всеми существующими государственными реестрами.
-К чему это может привести?
-Это — прямая дорога к нарушениям прав человека, путь к самым разнообразным видам коррупции и злоупотреблений. Ведь в демократической стране полиция не должна иметь права доступа ко всем реестрам, которые содержат информацию личного характера. Либо, обязана существовать специальная процедура, регламентирующая, как это доступ должен реализовываться.
-Почему этот закон не демонтирует систему региональных подразделений Министерства внутренних дел?
-Это также является недостатком рассматриваемого парламентом документа. Конечно, территориальных подразделений министерства быть не должно. Ведь будут существовать территориальные подразделения полиции, службы по предотвращению чрезвычайных ситуаций, пограничной службы. И это — нормально. Но не должно быть таких отделов у МВД, так как заданием министерства является формирование и реализация государственной политики, а не непосредственное исполнение законов на какой-то территории. А этот закон просто ломает такую логику. Он гласит, что полиция отъединяется от Министерства, в то же время, согласно его тексту, остаются территориальные подразделения МВД.
Многие эксперты говорили, писали в последние две недели о том, что такой закон не имеет права на существование.
-Как вы считаете, почему к ним не прислушались?
-Из-за каких-то абсолютно приватных, персональных интересов руководства МВД.
-Как тогда закон удалось «протолкнуть» в парламенте?
-Мне сообщили, что это произошло за счет голосов «Оппозиционного блока». Видимо, сторговались… Но это еще необходимо проверить.