И. Козий: «Новая мобилизация не приведет к автоматическому «дембелю» участников АТО»

В Украине объявлен третий этап первой волны частичной мобилизации. По словам секретаря СНБО, новая мобилизация позволит дополнительно привести в боевое состояние 15 воинских частей и доукомплектовать 44 части обеспечения, а также провести перегруппировку личного состава там, где она наиболее необходима. Точное количество резервистов, подлежащих мобилизации Андрей Парубий не назвал, не раскрываются эти цифры и в Указе Президента. О том, нужна ли стране дополнительная мобилизация и зачем, корреспондент ГолосUA расспросила военного эксперта Игоря Козия.

— Игорь, какова главная причина и цель дополнительной мобилизации?

— Главная причина была озвучена Секретарем СНБО. Это – формирование и доукомплектация боевых частей и частей обеспечения вооруженных сил.

— То есть, это фактически не ротация, а увеличение численности военных?

— Нет, почему. Среди всего прочего стояла и цель проведения ротации. Поймите правильно: во время операции есть человеческие потери, их нужно каким-то образом восполнять. Во-вторых, люди устали, им нужно дать определенный отдых. Одним нужен психологический отдых, другим нужно время с семьей, третьим – просто необходимо передохнуть, жизнь есть жизнь, и люди время от времени должны быть в отпуске. Когда постоянно находишься на передовой, от усталости начинаешь терять реальную картину происходящего. Поэтому, действительно, ротацию проводить необходимо. Однако, ее можно производить по-разному.

— Что это значит?

— Можно одних увольнять, других набирать. Можно проводить ротацию внутри подразделения, кто был на передовой – отправлять в тыл, заменяя бывшими там бойцами. Это нормальная практика ведения боевых действий – давать людям отпуск.

Если говорить о демобилизации, увольнении людей – насколько я знаю, об этом речь не идет. Пока что увольнять бойцов из рядов Вооруженных сил никто не собирается. Демобилизация, как и мобилизация, должна проводиться на каком-то основании.

— Сколько людей сейчас заберут в армию?

— Я не берусь оценивать, это информация закрытого характера.

— Проведение мобилизации может указывать на то, что боевые действия на Востоке будут иметь затяжной характер?

— РФ накапливает у границы войска, мы как-то должны отреагировать. Ведь действия России зависят от того, будем ли мы своевременно формировать наши части, а также — будет ли мировое сообщество отвечать на вызовы, которые мы сегодня получаем. Или — оно будет поставлять «Мистрали», вместо того, чтобы приостановить этот процесс.

— Могут ли новобранцы направляться на передовую, как это было в начале АТО?

— Однозначно, новобранцы в любые времена, при любых обстоятельствах не должны направляться на передовую. Подобное могут делать только глупые, безумные командиры. Даже если человек вернулся из армии полгода-год тому назад, ему нужно адаптироваться, понять, что поменялись реалии, порядок ведения боевых действий. Это должен обеспечить командир в учебном подразделении. Сегодня реально мы не имеем права и не делаем этого, я не верю в подобное. Если есть такие случаи – это просто глупо.

— Есть ли у государства средства на полную экипировку тех, кто будет призываться, ввиду того, что до последнего времени появлялись сообщения об отсутствии элементарных средств защиты и даже продуктов у бойцов?

— Я не исключаю, что они не будут обеспечены всем необходимым. Эта тема существует. Бывший министр обороны Коваль заявлял, что ему для обеспечения всех Вооруженных сил не хватает средств, нужно, чтобы наша промышленность выпускала бронежилеты. Но мы еще призываем людей. А ведь, помимо армии, у нас есть еще внутренние войска и служба безопасности. Плюс — другие военизированные подразделения.

Военным нужно разобраться, по чьей линии они поставляют необходимое в зону АТО: В Нацгвардию – по линии МВД, в армию – Минобороны. Но мы ограничены возможностями государства. И обеспечение военных – это уже вопрос к премьер-министру и Кабинету министров.

— Вчера видела сюжет о том, что матери и жены призванных в армию просят ввести на Восток миротворцев ООН, а не забирать мужчин воевать. Есть ли такая возможность?

— В этом заинтересована, в первую очередь, сама Украина. Мы хотим сделать, с точки зрения мирового права, как можно более «прозрачным» все происходящее на Востоке. Но такое решение должен единогласно принять Совбез ООН, а Россия является противником того, чтобы это произошло.

Но есть и другие подходы. Меня поразила позиция военнослужащих Королевства Нидерланды, вызвавшихся поехать на Восток Украины. Украина должна этим воспользоваться, обратившись с просьбой привлечь именно представителей Нидерландов в качестве наблюдателей за тем, что там происходит. Не нужно, чтобы они стреляли. Но они могут наблюдать и давать свою оценку.

Читайте также по теме