Децентрализация и увеличение местных бюджетов было одним из главных предвыборных обещаний нынешней власти. Особенно активно поддерживать регионы планировал бывший мэр Владимир Гройсман, едва приступив к должности премьер-министра. Обещания стали хорошим стимулом для объединения территориальных громад, которым сулили материальный ресурс на развитие территорий. Однако на деле рост местных бюджетов оказался скорее номинальным из-за инфляции, повышения тарифов и зарплаты, да к тому же регионы получили дополнительную существенную нагрузку на расходную часть бюджета за счет новых полномочий. ГолосUA обратился к аналитику по вопросам бюджета «Ассоциации городов Украины» Игорю Онищуку, чтобы узнать, насколько все-таки возрастут сами бюджеты на местах, в какой степени увеличатся их полномочия и за счет чего они будут покрывать недостающие средства?
— Игорь, чиновники неоднократно заявляли о росте местных бюджетов. Последней была цифра в 20%. Достаточен ли, по-вашему, такой рост?
— Ну, во-первых, бюджеты не могли остаться на том уровне, на котором были в предыдущие годы, потому что увеличили размер минимальной заработной платы. Необходимо повышать оклады, тарифы и так далее. Во-вторых, выросло много расходов на разные сферы: например, тарифы на внешнее освещение, на электроэнергию, подняли тарифы на городской транспорт. Кроме того, переложили ряд расходов на местные бюджеты. Конечно, чтобы все это финансировать, местным бюджетам необходимы дополнительные средства. Конечно, бюджеты выросли на 20%, но насколько выросли полномочия? Кроме того, возросла инфляция, и гривна также теряет свою ценность. Это также влияет на рост доходов бюджета. Поэтому нужно называть все факторы, а у нас любят называть цифры без обоснования.
— Как вы можете оценить нагрузку на местные бюджеты в текущем году?
— На самом деле, нагрузка на местные бюджеты в 2017 году будет колоссальной. Будет много добавлено полномочий, и к нам уже много органов обращается относительно необходимости пересмотреть нормативы с учетом налога на доходы физических лиц, увеличения объемов субвенций или же предлагают предоставить рентную плату за пользование недрами в размере 25%, то есть, увеличить доходную часть местных бюджетов.
Сейчас еще отменен акцизный налог с розничной продажи нефтепродуктов. Бюджеты столкнулись с проблемой того, что они уже заложили поступление от этого налога во многих бюджетах, кроме того, они заложили рост поступлений по этому налогу. Но налоговый комитет в своем выводе отменил розничный акциз. Вместо этого, предложили перераспределять акцизный налог с производства и импорта нефтепродуктов через государственный бюджет. Но тут есть риск, что включится субъективный фактор: кто, кому и сколько распредели. Кроме того, поступления на уровне прошлого года – то есть, было 7 млрд, на этом уровне и останется, без какого-либо роста. Поэтому довольно много проблем.
— Звучало заявление о том, что объединенные территориальные громады освоили почти 100% субвенций на развитие своих территорий – на строительство дорог, детсадов и других объектов. По вашим данным, достаточными ли были эти средства?
— Это очень необходимые средства для объединенных территориальных громад. Действительно, их в прошлом году выделяли новым громадам. Они действительно их используют в полном объеме, потому что для них это возможность развивать инфраструктуру. Они часто звонят к нам, спрашивают, на какие проекты их лучше привлекать. Мы даем рекомендации.
На 2017 год также предусмотрена эта субвенция – полтора миллиарда. Но проблема в том, что миллиард из них предусмотрен за счет спецконфискации, однако закон о спецконфискации так и не был принят. И если в прошлом году средства на инфраструктурные субвенции были полностью из общего фонда, и они полностью использовались, то в этом году «живых» денег – только полмиллиарда, наверное, будет. И может случиться, что эти полтора миллиарда заложили в бюджет, но (территориальные громады – ред.) их просто не используют.
— За этот миллиард много ли удалось отремонтировать и построить в прошлом году? Ведь в масштабе страны это не такие уж и большие деньги...
— Эти деньги действительно использовались на различные проекты – и на градостроительную документацию, и на детсады, и на ремонты школ. В социальной сфере, как правило. Да и объединенных территориальных громад не так много. В прошлом году их было 169 и только в декабре их стало больше (сейчас их более 300 – ред.). Поэтому для объединенных территориальных громад это значительные средства.
— Однако, как вы уже говорили, в этом году денег на возросшее количество громад будет, скорее всего, вдвое меньше?
— Да, проблема эта есть. Она поднималась на бюджетном комитете. Надеемся, что все-таки примут закон о спецконфискации, но если не примут, то довольно много громад останутся обманутыми, поскольку им пообещали эти средства, и это было дополнительным стимулом для их объединения.
— Остаются ли еще какие-то средства у объединенных территориальных громад?
— Для них также предусмотрены из государственного бюджета образовательная (2,2 млрд грн), медицинская субвенции (1,2 млрд грн), базовая дотация – 400 миллионов гривен, также субвенция на социально-экономическое развитие отдельных территорий. Но «живых» денег, фактически, — только полтора миллиарда из общего фонда, а остальное – также от спецконфискации. То же касается Государственного фонда регионального развития – там тоже довольно значительная сумма предусмотрена за счет денег, полученных от спецконфискации (если не ошибаюсь, только 1 миллиард «живых» денег). То есть, вроде пообещали много денег, но будут ли они получены объединенными территориальными общинами – сомнительно.
— Где местные власти будут брать недостающие средства?
— Вот, например, не хватает образовательной субвенции – они будут привлекать свои средства, те налоги, которые будут собирать на местах. Сейчас пишут, что уже не хватает даже на зарплату учителям.