По мнению премьер-министра Владимира Гройсмана, бюджетная децентрализация остается одним из приоритетных направлений деятельности украинского правительства. Глава Кабинета министров отметил, что конкретные результаты децентрализации уже видны. "За 9 месяцев 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, поступления в местные бюджеты выросли на 31,1 млрд гривен или на 30%. А собственные доходы местных бюджетов 366 объединенных территориальных общин выросли на 82,7% и составили 6,3 млрд гривен", – сообщил премьер и отметил, что жизнь общин в Украине будет становиться комфортнее. При этом премьер забыл упомянуть, что с ростом бюджетов местные органы власти получили и существенное увеличение обязательств по содержанию, в частности, образовательных учреждений, доплат медикам и так далее. ГолосUA поинтересовался у аналитика по вопросам бюджета «Ассоциации городов Украины» Игоря Онищука, насколько комфортную жизнь теперь могут позволить себе местные общины.
— Игорь Иванович, так ли радужна ситуация в местных бюджетах, как об этом говорит премьер-министр?
— Все эти заявления о том, что растут доходы у местных бюджетов, — это только повод для того, чтобы переложить на них дополнительные полномочия без ресурсов и сказать: ну, у вас же есть лишние средства. Конечно, средства местных бюджетов возросли – это последствия бюджетной реформы, но необходимо учитывать и расходную часть, потому что очень много перекладывается и на плечи местного самоуправления. У нас довольно много проблем с льготными перевозками, финансированием профтехобразования. Но это никто не анализирует. Никто же не спрашивает местные органы власти о проблемах, например, с «Укрзализныцей», которая отменяет остановки в населенных пунктах из-за того, что не компенсируется льготный проезд отдельным категориям граждан – студентам, пенсионерам и так далее. Проблем немало, но все смотрят только на доходы и на то, какие дополнительные источники финансирования пытается найти руководитель города. Ведь громада пытается нарастить бюджет, чтобы развивать город, чтоб его благоустроить, выделить средства на жилищно-коммунальную сферу, а не только на текущие расходы, на зарплаты и так далее все потратить.
— Была информация о том, в частности, что средства местных бюджетов размещают на депозитах…
— Это временно свободные средства, и пока они не используют, органы местного самоуправления размещают их в банках и зарабатывают дополнительные деньги. Но тогда в правительстве заявляют: о, у вас куча лишних денег и вы их не используете, значит, можно перекладывать на вас какие-то дополнительные полномочия без финансового ресурса. Конечно, сейчас, при подготовке проекта Государственного бюджета на 2018 год и подготовке изменений к бюджетному кодексу, правительство будет заявлять, что у местных бюджетов есть избыток средств. Но нужно не забывать о цели этой реформы – чтобы средства были у общин, чтобы они развивали собственную инфраструктуру. Вместо этого мы будем из года в год перекладывать, перекладывать, перекладывать расходы, и так у местных бюджетов ничего не останется – все деньги будут идти на финансирование дополнительных полномочий.
— Напрашивается вопрос: какие обязательства планируют переложить на местные органы в 2018 году?
— Сейчас готовится госбюджет на 2018 год, и правительство планирует передать на финансирование из местных бюджетов льготы за жилищно-коммунальные услуги для населения – то есть, чтобы субсидии выплачивались из государственного бюджета, а льготы – из местного. С льготным проездом сколько было проблем – органы местного самоуправления по-разному выходили из этой ситуации, но с коммунальными предприятиями местные власти ж не смогут договариваться, как с перевозчиками. Ситуация критическая, перекладывается около 7 млрд грн, плюс – задолженность, которая будет по состоянию на 1 января 2017 году по льготам ЖКХ, также планируется погасить из местных бюджетов. Это еще где-то 2,5 млрд грн – только по состоянию на сентябрь, когда отопительный сезон еще не начался. Начнется отопительный сезон, и задолженность возрастет в разы. Есть пробелы в госбюджете, которые тянут большое недофинансирование ЖКХ, средств катастрофические не хватает, поэтому правительство решило переложить эти долги на местные бюджеты, забрать у них.
— Работают ли механизмы по дополнительному датированию местных органов власти?
— Дополнительную дотацию дают только областным бюджетам, но пока у нас действует механизм горизонтального выравнивания, когда у платежеспособных, сильных местных бюджетов забирают 50% перевыполнения бюджета и распределяют между бюджетами, в которых не хватает средств. Это мотивирует сильные местные бюджеты наращивать доходы. Вместо этого Минфин предложил забирать не половину, а 80%. Какой же тогда будет стимул местным бюджетам наращивать базу, если почти все у них будут отбирать? Какой смысл им тогда работать?
— Какова доля местных органов при финансировании здравоохранения?
— Средств, предусмотренных медицинской субвенцией, катастрофически не хватает из года в год, а именно на нее повесили финансирование вторичной медицинской помощи. Сейчас уже задолженность по одним только зарплатам – 2,8 млрд грн, и она продолжает расти. Это не просто капитальный ремонт где-то в больнице провести, на который не хватает средств, а просто оплатить работу медиков. Мы ежегодно дофинансируем образовательную и медицинскую отрасль. Медицину – вообще почти на 30%. Если смотреть по разным уровням, то практически всю медицину финансируют города областного значения.
Появилась еще одна проблема. Ранее все показатели по доходам планировал Минфин, и в 2009-2014 годах были конкретные просчеты – средств, которые планировал Минфин, конкретно не хватало, и предоставлялись среднесрочные займы бюджетам, чтобы учителя и медики не остались без зарплаты. Предоставлялись эти займы с единого казначейского счета – фактически с казначейства. Сейчас задолженность по этим займам составляет 9 млрд грн. Кабинет министров, в свою очередь, недолго думал, где их взять, чтобы погасить задолженность – решил из местных бюджетов. Фактически получается, что просчеты Министерства финансов хотят погасить за счет средств местных бюджетов. Проблем в бюджетной сфере накопилось немало, а сейчас, учитывая проект бюджета на 2018 год, их станет еще больше.
— А как дела обстоят с финансированием образовательных учреждений?
— По образованию – то же самое. Вот, например, учителям пообещали в следующем году рост заработных плат на 25%, а объем образовательной субвенции увеличен всего на 16%. Как вы думаете, откуда будет дофинансироваться эта недостача? Конечно, из местных бюджетов. Государство образовательной субвенцией обеспечивает финансирование только зарплат учителей, все остальное – библиотекари, книги, повара, инвентарь, оборудование – все из местных бюджетов. И естественно, у кого больше денег, тот лучше оснащает школы. Но это же неправильно – это же образование, и государство должно обеспечить равные условия для обучения детей и в селах, и в больших городах.
— Выход находят в закрытии школ, больниц?
— Тяжело представить, сколько усилий необходимо приложить мэру, чтобы закрыть какое-то образовательное учреждение. В отдельных населенных пунктах есть школы, содержать которые нецелесообразно, и их нужно оптимизировать, чтобы субвенции хватило, а не сделать 10 школ, и в каждую – по полставки, чтобы учителя жили на копейки. И мэр берет на свои плечи весь негатив, убеждает общину в расчете на ту же субвенцию. Однако в правительстве считают, раз ты закрыл школу, тебе можно урезать субвенцию и дать дополнительную нагрузку, а зарплаты растут – финансируй их из своего бюджета. И он говорит: извините, я прилагаю усилия, чтобы закрыть учреждение, обещаю громаде, что станет лучше, а вы меня так подставляете.