И. Спирина: «Без широкой информационной кампании реформу медицины проводить нельзя»

Медицинская реформа в Украине будет продолжаться: об этом заявил министр здравоохранения Олег Мусий практически сразу после вступления в должность. Он также сообщил, что реформа продолжится после проведения анализа методов ее внедрения. По словам О.Мусия, Минздрав установит, чем недовольно население, и будет работать по запросам людей, а не чиновников или правительства. О том, какие ошибки может сделать на этом пути новая власть, а также — как наладить качественную медпомощь в Украине, корреспондент ГолосUA побеседовала с народным депутатом от фракции КПУ, первым заместителем главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ириной Спириной.

— Ирина Дмитриевна, как можно оценить планы по продолжению медреформы?

— На недавнем брифинге Олег Мусий говорил об основных направлениях, перспективах и проблемах деятельности Министерства здравоохранения Украины и медицинской отрасли в целом. Первый шаг совершенно логичный — анализ настоящего состояния системы здравоохранения и всего того, что произошло под названием «реформа».

Кстати, серьезный анализ этой «реформы» нами проводился неоднократно. В том числе, в стенах парламента. Я выступала на парламентских слушаниях с критикой нарушений, допущенных в пилотных регионах.

— Новое руководство Минздрава, видимо, примет ко вниманию эти замечания?

— В отношении дальнейших шагов Министерства возникает вопрос, какая концепция будет положена в основу реформирования.

— Она уже сформулирована?

— Неясно. Вопрос номер один — о какой новой модели здравоохранения идет речь? Вопрос номер два: где она опубликована? Вопрос номер три: кто авторы? Четыре: кто оппоненты? Пять: где широкая научная дискуссия? Ведь речь идет о долгосрочной перспективе развития медицинской отрасли.

Если акцент на первичную медицинскую помощь еще можно понять, то целесообразность и эффективность развития института семейной медицины в условиях нашей страны совершенно не доказана. О какой семейной медицине сегодня идет речь, государственной или частной? Ведь во многих странах семейный врач — частно практикующий. Кто будет оплачивать его работу?

В новой модели здравоохранения предлагается на первое место поставить профилактику, на второе — семейную медицину и первичную медицинскую помощь. Каков будет объем предлагаемой профилактики? Ведь профилактика в узком смысле это — санитарные мероприятия. В широком — оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Кто будет ее осуществлять? Семейный врач? А оплачивать кто будет, страховая компания?

— Что нужно делать в этом направлении, с вашей точки зрения?

— Необходимо открыто и прозрачно объяснять врачам и пациентам не только преимущества предлагаемой системы, но и ее слабые стороны. А, главное, причины, побуждающие строить именно такую систему.

Ничем не обоснована необходимость внедрения страховой медицины. Ведь придется не только содержать страховые компании, об этом бы подумало Министерство, но и обеспечивать им прибыль. Для налогоплательщика это будет гораздо дороже.

Не является ли решение об отходе к страховой медицине лоббированием интересов страхового бизнеса? Адекватный выбор принципа финансирования возможен только после глубокого всестороннего экономического анализа. Что значит проводить реформирование без экономического обоснования, надеюсь, уже все убедились на примере пилотных регионов: к какой трагедии и каким проблемам это привело.

— Что вы имеете в виду?

— Еще совсем недавно предыдущие реформаторы рассказывали нам о зарплате врачей в размере 6-7 тысяч гривен. Интересно, сколько врачей получило сегодня такую зарплату? Нынешний министр называет возможную зарплату врача 8-10 тысяч гривен. Покажите прозрачный расчет, откуда такая зарплата возьмется? При какой загрузке врача? Или речь идет только о приватной практике?

Один из ключевых вопросов — кто будет это осуществлять? Насколько удалось Министерству очиститься от чиновников от медицины, запятнавших белые халаты в период реформирования, в первую очередь, в пилотных регионах. Если этого не сделать своевременно, бороться с коррупционными схемами в Минздраве сегодня бессмысленно — все переместится на местные уровни.

Приняты ли во внимание результаты работы следственной комиссии Верховной Рады по вопросам деятельности предыдущего Министерства здравоохранения? Возможно, удастся вернуть медицинской отрасли хотя бы часть украденных у нее средств. Сейчас они бы очень пригодились для медицины в целом.

Я надеюсь, что эти и другие вопросы будут в ближайшее время освещены в широкой информационно-разъяснительной кампании, которая, по словам министра, будет предшествовать реформированию. Только в этом случае врачи и пациенты смогут убедиться, насколько успешно будет реализована политика открытости, доверия, честности декларируемых Минздравом Украины реформ.

Читайте также по теме