Медреформа, ориентированная на бизнес, обернется трагедией для миллионов. Об этом давно предупреждают эксперты и многие политики. Показательны в этом смысле и результаты реформирования системы здравоохранения в пилотных регионах. О том, какие ошибки недавнего прошлого не могут быть не учтены новой властью, и как медреформа осуществляется сегодня, корреспондент ГолосUA беседовала с народным депутатом, представителем фракции КПУ Ириной Спириной.
— Ирина Дмитриевна, обсуждает ли сегодня парламент изменения в проводимую предыдущим составом правительства медреформу? Что изменится в ее наполнении и стратегии?
— На сегодняшний день есть проект рекомендаций парламентских слушаний на тему: «Современное состояние, пути и перспективы реформы в сфере здравоохранения Украины». Этот законопроект проходит под номером 3308 от 7.10.2013 г. Он был на доработке в нашем Комитете по вопросам здравоохранения. Когда 26 марта было голосование по нему, я высказалась категорически против, так как законопроект вызывает ряд возражений и вопросов.
— Кто автор документа?
— Весь Комитет по вопросам здравоохранения. С моей подачи этот законопроект был отправлен на доработку. Однако первый заместитель министра здравоохранения, присутствовавший на последнем заседании нашего Комитета, сказал, что документ прекрасный, его можно печатать и отдавать, после принятия, в практическое здравоохранение. Все члены Комитета проголосовали «за», кроме меня одной.
Основное беспокойство у авторов рекомендаций вызывает чрезвычайно низкий уровень государственных затрат на приобретение лекарственных средств. В то же время ни слова не сказано о нищенском уровне зарплаты медицинских работников, повлекшем катастрофический кадровый дефицит. При этом, количество аптек растет. Это демонстрирует приоритет заботы не о системе здравоохранения, а о банальной поддержке фармбизнеса за государственный счет.
— Почему вы так считаете?
— В очередной раз декларируется необходимость проведения всеохватывающей комплексной реформы, предусмотренной программой экономических реформ бывшего президента на 2010-2014 гг. Давайте посмотрим на календарь – уже пора подвести итоги и дать ответ – куда истрачены бюджетные деньги?
Что касается итогов: к сожалению, в пилотных регионах повышение качества и эффективности медицинской помощи видят только сами реформаторы. Избиратели отмечают обратное – ухудшение качества и доступности медицинских услуг, эти показатели глубинно снизились сегодня. Вместо того, чтобы анализировать причины неудач и искать способы проведения разъяснительной работы среди населения, реформирование продолжается уже третий год. Давно пора объявить не ожидаемые, а реальные результаты медреформы. Меня об этом избиратели постоянно спрашивают, ведь они прекрасно видят – вместо достижений происходит развал медицинской службы.
— Сейчас что-то новое властью предлагается?
— Несмотря на очевидный негатив, с 1 сентября 2014 года дано задание подготовить законопроект о продлении сроков закона по реформированию пилотных регионов. Неужели очевидные ошибки нас ничему не научили? Мы столько говорим о реформировании, что уже не понятно, о какой именно модели здравоохранения сегодня идет речь. А ведь «на кону» — долгосрочная перспектива, подчеркиваю, социальной отрасли, медицины. Необходимо честно и открыто объяснять не только преимущества, но и слабые стороны новой системы врачам и пациентам.
Считаю, что главная причина строить именно такую систему, как это сейчас происходит – ничем не обоснованная необходимость внедрения страховой медицины.
— Кто может быть заинтересован в том, чтобы медреформа проводилась «под фармбизнес»?
— Депутаты, лоббирующие интересы фармацевтических корпораций, сетей аптек – как от власти, так и от оппозиции, а также — само Министерство здравоохранения, которое «крышует» прибыльный фармбизнес. Сегодня один из ключевых вопросов – кто будет осуществлять этот контроль, насколько удалось Министерству очиститься от дельцов от медицины. Ведь очевидно, что эти люди ничего не способны создать. К процессу реформирования должны быть привлечены профессионалы, чтобы происходили реформы, а не «дерибан».
Сегодня существует так называемая государственная 10%-ная квота повышения цен на медикаменты. Изготовил производитель препарат – государство имеет право на эту сумму поднять стоимость, но не более. Но нет закона, регулирующего ценовые надбавки, поэтому в Ирландии, Англии один и тот же препарат может стоить 30 евро, а у нас – тысячу евро. Эту маржу не контролирует никто. Это — типичные классические коррупционные схемы. В соавторстве с П. Цыбенко я предложила законопроект №3583 от 8.11 2013 «О внесении изменений в ст. 54 Основ законодательства Украины о здравоохранении в отношении госрегуляции в сфере лекарственных средств», который «запороли» на Комитете, указав, что писать подобные законы – прерогатива Кабмина. А этот закон позволил бы людям не работать, что называется, «на аптеку» и покупать лекарства по европейским ценам.