Стоимость консультации семейного врача в столичной частной клинике сегодня «стартует» от 190 грн. Для того чтобы услуги медиков оставались доступными даже для самых небогатых украинцев, а качество их росло, власть проводит реформирование системы медпомощи. Таково, по крайней мере, официальное объяснение необходимости реформ. Однако реальность не соответствует декларациям власти. К сожалению, обычным людям все сложнее заботиться о своем здоровье: к врачу не попадешь из-за километровых очередей, лечат скверно, да и вымогательством «люди в белых халатах» не брезгуют. О причинах и путях решения проблемы «ГолосUA» расспросил народного депутата, представителя фракции Компартии Украины Ирины Спириной.
— Ирина Дмитриевна, расскажите, что предполагает реформа медицины и как она реализуется?
— В Минздраве существуют нормативные документы, согласно которым на семейного врача в городе приходится полторы тысячи пациентов. Что касается сельской местности – это 1200 пациентов. Но уже заметно, что эти цифры абсолютно не соответствуют действительности. В городе нагрузки семейных врачей превышает норму примерно в два – два с половиной раза! То есть, семейный врач работает на грани своих возможностей, обслуживая около трех тысяч человек. При этом страдают качество и доступность медицинской помощи.
— Почему так происходит?
— Доступность и качество медпомощи связаны между собой. Медицинские услуги оказывает врач, имеющий специальное образование, который обучался этому в течение семи лет. После института медик учится еще два года, получает специализацию, а затем уже начинает лечить. Так всегда было. Сегодня же повально переучивают узких специалистов, которые ранее были на втором уровне медпомощи. Это обучение происходит в течение полугода, в течение которых кардиологи или гинекологи должны стать семейными врачами. Но ведь «освежить» знания, добытые десятилетия назад, за такой срок практически невозможно! К тому же в здравоохранении наблюдается кадровый дефицит. Работают в основном люди 50-75 лет. Я недавно встретила педиатра, который лечил еще мою дочь, сегодня ему 67 лет. И он ходит на курсы, переучивается на врача общего профиля.
— А молодыми кадрами их нельзя заменить?
— Молодежи сегодня вообще очень мало идет работать в здравоохранение и медицину. И это несмотря на «стимулы», о которых заявляет правительство. Людям обещают дать квартиры, но получивших их – единицы, как в сельской местности, так и в городе. Надбавки, которые называют местными стимулами, на самом деле таковыми не являются. Начисление зарплат семейным врачам непрозрачно, основная надбавка связана с расширением объема обслуживания, а его нельзя увеличивать бесконечно. Скажем, семейный врач, обслуживающий 3015 человек при норме 1500, получает 2885 грн в месяц, «чистыми» — 2365 грн, работая более чем с двойной нагрузкой. Из них муниципальная надбавка – всего 370 грн. В то же время некоторые врачи, как заявляют реформаторы, имеют оклады до 7 тыс. грн. Какую же нагрузку в таком случае должны они отрабатывать? Медики перегружены, страдает их здоровье. И в конечном итоге должностные обязанности они выполняют некачественно.
— Каким образом?
— Для правильного лечения необходимы дополнительные лабораторные и функциональные методы обследования. Через несколько дней их результаты попадают к семейному врачу. Он и решает, куда перенаправить пациента. И делает это не всегда правильно, не разобравшись в ситуации из-за своей некачественной «переподготовки».
— Что же делать простым смертным?
— Люди вообще перестали верить государственному здравоохранению. Поэтому частные клиники растут, как грибы. Там можно провести обследование на месте и оперативно. Само государство толкает своими действиями людей на обращение к платной медицине. Но где же 49-я статья Конституции, гарантирующая бесплатную медпомощь? Ее ведь никто не отменял, хоть и пишутся подзаконные акты в законы о здравоохранении.
— Но малообеспеченные вынуждены идти к семейному врачу…
— Да. И заболеваемость, смертность, количество осложнений от неправильно поставленных диагнозов растет. В том числе и показатели младенческой смертности.
— Амбулатории семейной медицины открываются с шариками и фанфарами. Готов ли бюджет финансировать эту программу?
— Денег у государства нет. При том проценте ВВП, который выделяется на медицину, провести какую-либо реформу нереально. И если появляются какие-то новые единичные амбулатории – это настоящая показуха. А некоторые амбулатории даже делают ремонты за счет пациентов. Так, в Днепропетровской области я недавно побывала в амбулатории, где стоят коробки для пожертвований. Я, как первый заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам здравоохранения, поинтересовалась, на какие нужды медики собирают деньги. Доктора ответили, что это – для ремонта и приобретения оборудования. И при этом мы хотим повысить качество медобслуживания! Даже элементарных компьютеров, куда будут вводиться персональные данные пациентов, нет.
Поэтому реформу необходимо прекратить. Коммунисты предложили свой законопроект о наведении порядка в медицине, но он лежит в Верховной Раде «мертвым грузом».
— Что вы предлагаете?
— Если в двух словах – первичный и вторичный уровни медпомощи никому не нужны, это только лишние расходы. В системе здравоохранения необходимо оставить как единое централизованное управление, так и единую больницу, тех же участковых врачей. Ведь они выполняют функции семейного врача. Оставить узких специалистов, к которым люди сейчас начинают обращаться частным образом. Кроме того, необходимо сократить огромное количество стационарных коек, на которые идут колоссальные затраты. Но прежде это стоит экономически и статистически обосновать, а не разрушать то, что работает.