Существует такое понятие, как «товары первой необходимости». К ним относятся еда, минимальный набор одежды и средств гигиены, а также – лекарства. В связи с ростом курса доллара в последнее время и цены на медикаменты, что называется, «взлетели до небес». О том, почему государство не пытается ограничить аппетиты фармбизнеса, а также – каково качество лекарственных препаратов в украинских аптеках, корреспондент ГолосUA беседовала с народным депутатом от КПУ, первым заместителем парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ириной Спириной.
— Ирина Дмитриевна, насколько совпадает рост цен на лекарства в аптеках с официальными данными?
— На сегодня доля импортных лекарственных средств составляет более 70% от общего объема реализованных в Украине препаратов. По официальным данным МОЗ Украины, импортными являются 88% препаратов для больных СПИДом, 87% лекарств от туберкулеза, 90% — для онкобольных, почти 100% препаратов для лечения редких заболеваний, и 100% медикаментов для трансплантологии.
По данным Госценинспекции Украины, цены на регулируемые лекарственные средства выросли на 60-70%, а на лекарственные средства, которые не подлежат регулированию, рост цен достигает 90-100%. Мои же избиратели сообщают об увеличении цен на импортные средства минимум на 100%.
— Как вы считаете, в чем причины роста цен?
— Есть два объективных фактора: удешевление гривны и введение НДС на лекарства. Существуют валютные риски, которые импортеры закладывают в цену, чего раньше не было. Влияют на цены и спекуляции, согласование конкурентного поведения, а также — ажиотаж в условиях ожидания подорожания. И, конечно — политическая ситуация в государстве.
— Как в этой ситуации можно оценить действия участников фармрынка?
— Фактически, это попытка заработать на здоровье граждан в условиях политической нестабильности и ослабления государственного контроля. Пределов человеческой жадности нет! Хочу отметить, что на украинском фармацевтическом рынке десятилетиями формировались сложные схемы с участием многих фиктивных посредников, якобы принимающих участие в цепи ввоза импортных лекарственных в Украину. Это приводит к искусственному завышению цен.
— Что государство делает для стабилизации цен на лекарства?
— С целью стабилизации цен на лекарственные средства произошло много заседаний и встреч. Еще 23 апреля Антимонопольный комитет Украины заявил о начале исследования украинского рынка розничной торговли лекарственными средствами в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу существенного подорожания лекарств. Однако до сих пор не принято ни одного реального и действенного решения!
Складывается впечатление, что новый министр и его команда не предпринимают попыток для преодоления системных проблем при государственных закупках лекарственных средств. Ведь, по сравнению с предыдущими годами, подходы Минздрава Украины в отношении выработки условий торгов почти не изменились. И это — несмотря на декларируемые сегодня прозрачность, публичность и активную роль общественных организаций.
— Есть ли какой-то выход из сложившегося положения? Как сделать лекарства доступными, особенно малообеспеченным, старикам, детям?
— Изменить ситуацию можно, лишь применив системные, в том числе и силовые, рычаги. Известно, что государственный контроль ценообразования является обычной практикой для высокоразвитых стран.
Нет ни одной страны ЕС, в которой бы отсутствовало ценовое регулирование лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Либеральная экономика к ценам на лекарства не имеет отношения и иметь не может. Считаю, что одним из оптимальных механизмов защиты населения от непомерных цен на лекарства является введение референтного ценообразования.
Еще в ноябре 2013 года мы предложили законопроект № 3583 о государственном регулировании цен на лекарственные средства. Проходил общественное обсуждение проект постановления КМУ "Вопросы референтного ценообразования на лекарственные средства". Но цены на лекарства не снижаются…