На днях в Верховной Раде появился законопроект №6055, которым предлагается полностью расформировать Аграрный фонд. Это уже не первая попытка ликвидировать созданную в начале 2000-х структуру, целью которой являлось создание условий для развития сельского хозяйства. В пояснительной записке к нынешнему проекту закона отмечается, что фонд уже давно не обеспечивает своей основной функции – ценового регулирования на аграрном рынке посредством механизма товарных и финансовых интервенций. ГолосUA поинтересовался у президента Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Ивана Томича, действительно ли деятельность этой структуры оказалась бесполезной и что последует за ликвидацией фонда.
— Иван Федорович, по вашему мнению, есть ли сейчас необходимость в ликвидации Аграрного фонда?
— Я как один из инициаторов создания Аграрного фонда и, соответственно, один из авторов закона о государственной поддержке сельского хозяйства, на основе которого создавался Аграрный фонд, могу сделать вывод, что позитивы, которые были немногочисленными, но и те разрушаются бессмысленно и бестолково. Аграрный фонд определялся тогда четко как главный инструмент правительства в достижении продовольственной стабильности и, соответственно, и социальной стабильности. Чтобы не было колебаний цен на основные виды продуктов. То, что у нас происходит сейчас, — ужас – рост цен то на один, то на другой вид, приводит к тому, что люди уже не могут себе позволить самые простые продукты. Значительная часть общества. Как раз для стабилизации ценовой политики и исключения серьезных скачков цен на аграрную продукцию и нужен был Аграрный фонд. Он должен проводить и другие интервенции, связанные с ценовой политикой, на продукты, которые идут на экспорт, и которые закупаются у наших сельхозпроизводителей.
— Зачем тогда предлагается его ликвидировать?
— Когда хотят воровать, такие инструменты им мешают. Я имею в виду воровать на ценовой политике, на государственных программах, которые финансируются из бюджетных средств. Создание структур, ставших продолжением Аграрного фонда, и фактически нивелировавших его деятельность. Когда выделялись средства в коррупционные структуры, которые по сути ничего не дали, но приносили убытки экономике и производителю. Тогда происходило нивелирование самой идеи и необходимости деятельности Аграрного фонда, но о его ликвидации речь не шла. Сегодня уже такие звучат идеи. Это при нынешнем росте цен на продукты является наивысшим злом и открытым желанием воровать по полной программе.
— Как это проявляется?
— Например, зерно. Как правило, в июле-августе цены снижают, а в январе-феврале, — повышают. Бывает, что колебания значительные. Такая ценовая политика создается намеренно, чтобы за счет аграриев получить максимальную выгоду. Правительство через Аграрный фонд должно это предотвращать – то есть, совершать интервенции. Есть залоговые цены и другие правовые механизмы, которые должны защитить производителя, защитить потребителя, они должны защитить экспорт, дать перспективу развития аграрной отрасли и социальной стабильности в обществе.
— Авторы законопроекта отмечают, что в нем практически не осталось запасов…
— Конечно, если там все разворовано. Понятно, что Фонд просто уничтожали, и та работа, которая была выполнена в 2004-2006 годах — залоговые цены и интервенции на рынке, — понятно, что они пошли в противоречие с ценами на мировых рынках, которые колебались. А это миллиарды гривен только на рынке зерна. И тогда начались атаки на Аграрный фонд. И особенно с 2010 года начали создаваться частные структуры, и они фактически долги вешали на Аграрный фонд, а прибыль и ресурсы забирали сами. Где эти тысячи тракторов, тысячи автомобилей, которые были закуплены за бюджетные средства для Аграрного фонда? Сегодня и след простыл. И не только их, но и большого количества материальных и финансовых ресурсов. К сожалению, никто не хочет этим заниматься, хотя антикоррупционных структур у нас достаточно.
— Как должен был работать Аграрный фонд?
— Вот как в нормальные времена Нацбанк действовал: если доллар идет вверх, он выбрасывает из резервов валюту на рынок и стабилизирует курс. Если доллар падает, он скупает, и тоже стабилизирует. Он действует в рамках выделенного коридора с целью обеспечить финансовую стабильность на рынке. Аналогичным образом действует Аграрный фонд. Понятно, по петрушке, по чесноку он не будет совершать интервенций, но такие продукты, как мука, вся зерновая группа – это основная группа внимания Аграрного фонда, — молоко и мясо, которые также важны для каждого соотечественника. В том числе и сахар, где у нас также происходили разные махинации, резкие перепады цены. То есть, по основным продуктам питания, важным для внутреннего потребления и для внешних рынков, Аграрный фонд должен выступать арбитром. Он должен, скажем, регулировать верхнюю планку и нижнюю – точно так же, как и по валюте давать стабильность и прогнозированность. Но кому во власти это нужно, если на одной зерновой группе зарабатывают в год по 20-30 млрд грн? То есть на ровном месте – за счет колебания цены. Если бы у нас работал Аграрный фонд – а подобные механизмы работают во всех цивилизованных странах – такого б не происходило. А за это кто платит? Платит производитель и платит потребитель, а воры жируют. Но у нас такая система.