Украинским аграриям необходимо сформировать альтернативные поставки удобрений до введения дополнительных пошлин на импорт удобрений от российских производителей, — заявил глава Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. В противном случае на внутреннем рынке стоимость удобрений гарантированно поднимется, что ударит по своим же сельскохозяйственным предприятиям. Леонид Козаченко отметил, что помимо России Украина могла бы закупать минеральные удобрения в целом ряде других стран, но для формирования нового списка поставщиков потребуется некоторые время. До настоящего времени Россия оставалась главным поставщиком удобрений для сельского хозяйства в Украине. Об этом красноречиво свидетельствует рост поставок азотных удобрений из России с начала 2016 года более, чем на 50%. О том, какие отрасли украинского АПК пострадают от введения дополнительных пошлин на удобрения, корреспондент ГолосUA узнавала у президента Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Ивана Томича.
— Иван Федорович, почему аграрии призывают правительство повременить со введением дополнительных пошлин на российские удобрения?
— Проблема очень серьезная и сложная. Мы видим лишь часть поверхности «айсберга». На самом деле, ее глубина состоит в том, что на протяжении десятков лет у нас сформировался монопольный внутренний рынок под контролем одной из компаний-производителей азотных удобрений. Думаю, все знают, что хозяином этой компании является Фирташ. Конечно, поведение монополиста определяется интересами компании, а отнюдь не заботой о благополучии сельхозпроизводителей. Это отражается на рынке.
— Каким образом?
— В последние пять лет у нас происходили перманентные взлеты цен на минеральные удобрения. Это наблюдалось обычно в январе: цены по сравнению с июлем могли отличаться вдвое. При этом, заработная плата не меняется, стоимость сырья остается более-менее стабильной: там, в основном, используется газ. Ничего не происходит, а цена удобрений резко «подскакивает», за счет монопольного положения производителя. Этот скачок приходится на январь-февраль, как раз «пик» использования удобрений.
— К каким последствиям это приводит?
— Понятно, что следствием этого становится отказ части производителей от покупки удобрений, еще часть уменьшает уровень закупок. И внесение минеральных удобрений, по факту, уменьшается. Это, конечно, влияет на экономику, уровень урожайности. Поэтому проблема существования монополии отражается на внутреннем рынке ценовой нестабильностью.
— А российские удобрения обходятся потребителям дешевле?
— Это — просто альтернатива. Конкурентная среда есть и на Западе, но все западные компании, от Польши до Нидерландов, предлагают дорогие минудобрения. Только в России они стоят меньше, в силу ряда обстоятельств, в том числе и из-за того, что российский газ дешевле. Российские удобрения, безусловно, составляют конкуренцию тем, что производятся монополистом на внутреннем украинском рынке. Но ситуация в последние годы изменилась: война ни для кого не является секретом. Исходя из этого, вполне понятна проблема ограничения импорта на нашем рынке.
Но этот вопрос можно рассматривать только в комплексе с решением монопольных проблем внутри нашей страны. По сути, должно произойти подписание долгосрочного договора между сельхозпроизводителями, фермерами и компанией-производителем, при посредничестве правительства. Но этого нет.
— Какова динамика цен на удобрения в Украине сейчас?
— Она еще более-менее благоприятна, в июле-августе вообще была хорошей. Если бы изменение цен на удобрения на протяжении зимнего периода составляло около 10%, это можно было бы пережить. Но никто об этом и речи не ведет. Говорится лишь о том, что, с одной стороны, должен быть ограничен экспорт из России, а, с другой, что мы открываем наш рынок на европейской продукции.
Но так вопрос ставить нельзя. Если нет договоренностей по поведению монополиста, через месяц-полтора, когда настанет «пик» использования и потребности в минеральных удобрений, это ударит по нашему массовому производителю аграрной продукции — в основном, хлеба. Конечно, мы ограничим российские поставки. Но конечным результатом будет уменьшение экономики зерновой отрасли.
— Как это отразится на ценах на продукцию АПК?
— Адекватно, то есть — пропорционально. Насколько мы поднимаем пошлину на российские удобрения, так же растут цены на рынке минеральных удобрений. Если ее поднимут на 10%, вырастет примерно на 10% стоимость минудобрений. Как следствие, может подорожать зерновая группа, потребляющая львиную долю удобрений. Страдают и производство, и качество. Азот необходим для озимых, это крайне важный фактор для формирования качества при производстве зерна.
В то же время, азотные минеральные удобрения используются при выращивании практически всех сельскохозяйственных культур. Поэтому их подорожание окажет влияние на выращивание и цены всей продукции АПК. Наибольшее влияние — на зерновую группу, затем на овощи, фрукты, ягоды и так далее.
— Будут ли сельхозпроизводители обращаться к правительству с требованием урегулировать ситуацию?
— Ассоциация фермеров, которую я представляю — в рабочей группе, созданной при Минагрополитики по этой проблеме. Но, к сожалению, работа этой группы мало влияет на ее решение. С одной стороны, раздаются призывы об ограничении присутствия россиян на рынке, с другой — что мы должны поддержать их против монополии, существующей на нашем внутреннем рынке. Пока решения нет.