И. Уманский: У нас неплохое законодательство, проблема в том, что оно не выполняется

В начале марта Президент Виктор Янукович утвердил Национальный план действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы, в котором предусмотрел создание единого органа по расследованию преступлений в экономической сфере. Планировалось, что таким органом должна стать финансовая полиция с огромным количеством полномочий, в том числе карательных, и подчиняться она должна была непосредственно Президенту.

Затем появилось сообщение пресс-службы Кабмина о распоряжении премьер-министра Николая Азарова министерствам и ведомствам «не рассматривать проект закона о создании Службы финансовых расследований», поскольку он не соответствует требованиям времени. Но на этом история не закончилась. Недавно Азаров поручил главе МВД Захарченко все-таки разработать концепцию создания подразделения, которое бы занималось расследованием экономических преступлений.

Об идее реформирования системы борьбы с экономической преступностью, а также о том, что должно предшествовать ее воплощению «ГолосUA» общался с экономистом, бывшим и.о. министра финансов Украины Игорем Уманским.

— Недавно появилась информация о том, что Николай Азаров поручил главе МВД Виталию Захарченко разработать концепцию создания специального подразделения по расследованию экономических преступлений. По Вашему прогнозу, будет ли отличатся будущая концепция от предыдущей, когда речь шла о финансовой полиции?

— Мне трудно сказать, что будет в голове у господина Захарченко и тех людей, которые будут эту концепцию писать. Что касается финансовой полиции, я думаю, на самом деле сейчас была попытка, скажем так, проверить реакцию общества, экспертной среды, журналистов на подобные подходы. Очевидно, что в современных условиях эта структура не должна существовать в том виде, в котором ее предлагалось создать, и в котором она должна была функционировать. Поэтому новая концепция должна отличатся, ее, скорее всего, все же вынесут официально и публично на обсуждение. Надеюсь, в ближайшее время.

— Вы говорили, что сосредоточение функций по расследованию экономических преступлений в одном органе может быть позитивным шагом. Да и в мире существует практика создания подобных структур. В Украине идея вызвала отторжение, прежде всего, из-за силовых полномочий для финансовой полиции и, соответственно, опасения возможных рейдерских атак и коррупционного давления. Поэтому стали говорить о том, что целесообразно сделать этот орган гражданской службой. Каково Ваше мнение по этому поводу?

/> — Давайте все же вспомним, о чем мы говорим. Мы говорим о структуре, которая должна заниматься борьбой с экономическими и финансовыми преступлениями. Для того, чтобы с ними бороться, необходимо понимать, что есть действительно настоящие преступники, которые их совершают. И, безусловно, не может быть ситуации, когда, с одной стороны, есть преступник, а, с другой стороны, к нему нельзя применить какие-то средства воздействия. Есть цивилизованная практика и способы, когда и как можно применять определенные силовые меры.

Но также должна быть ответственность работников тех структур, которые прибегают к тем или иным силовым мерам. Если объем информации, который доказывал наличие каких-либо угроз, не совпадал с принятым решением и совершенными мерами, то должна быть ответственность подобных структур, а не только функции и полномочия. Здесь нужен баланс, который должен нормально контролироваться.
Сейчас подобные функции есть в Министерстве внутренних дел и прокуратур. Другой вопрос — каким образом они применяются. Можно просто приходить с обысками, или это должно быть только по санкции суда или прокурора? То есть эти рычаги должны быть абсолютно четко и понятно выписаны. Это касается и ответственности за принятие решений по применению тех или иных силовых мер.

— Большинство экспертов солидарны в том, что идея создания финансовой полиции в Украине не актуальна, учитывая наши реалии. Какие сейчас существуют возможные пути реформирования системы борьбы с экономической преступностью?

— У нас на самом деле довольно неплохое законодательство, самая большая проблема в том, что оно не выполняется. Другой вопрос и проблема в том, что, скажем, налоговое законодательство у нас намеренно запутанно таким образом, что его выполнить без нарушений сегодня просто невозможно. И это, к сожалению, факт. Но в целом самая большая проблема — это заставить общество, власть и бизнес действовать по закону, который должен быть один для всех, как и неотвратимость наказания в случае нарушения. Наводить порядок нужно в этом, а дальше уже можно систему улучшать.

Основная проблема на сегодняшний день в том, что создана система отношений между властью, обществом и бизнесом таким образом, когда все соглашаются, что никто не выполняет законодательство.

Читайте также по теме