- Несмотря на огромное количество советов по правильному планированию расходов, многие из нас «грешат» в этом вопросе. Спектр «перекосов» широк: от транжирства до экономности, порой граничащей со скупостью. О том, как относиться к деньгам, чтобы они делали нашу жизнь спокойнее и приятнее, а также — о методах воспитания экономической культуры корреспондент ГолосUA расспросил кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории социальной психологии Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины Ирину Зубиашвили.
- -Ирина, от чего зависит склонность копить или тратить деньги?
- Психологи уже давно выделили различные денежные типы личности. Самый лучший, конечно — рациональный. Такие люди правильно распределяют финансы, разумно их вкладывают куда-то, разумно рискуют. Ведь с деньгами всегда связаны денежные риски. Но один относится к этому азартно, играет, транжирит, а другой разумно все просчитывает.
- Разница в подходе к расходованию денег во многом зависит от типа нервной системы. Люди с более сильной, сбалансированной нервной системой относятся к финансам более рационально. А склонные к неврозам — как раз склонны и тратить деньги.
- -И азартные люди тоже?
- Есть такой тип личности — «игрок». Во время игры на лице у такого человека полное спокойствие, так называемая «маска игрока», абсолютно бледное, «каменное» лицо. Но на самом деле он очень нервничает.
- Однако, денежное поведение человека зависит не только от типа личности, но и от его экономической грамотности, от уровня монетарной культуры.
- -Видимо, монетарную культуру можно воспитать?
- В том-то и дело, что ее нужно воспитывать. Это начинается в семье. Очень сильно на взгляды человека в этом вопросе воздействуют и средства массовой информации.
- Нужны, конечно, и образовательные школьные программы, этим могли бы заниматься психологи. Например, я являюсь автором тренинга по формированию монетарной культуры. Это все воспитывается.
- Ведь, понимаете, людей учат экономить. Но важно учить не экономить, такой подход ведет к нищете. Важно учить людей зарабатывать деньги и правильно ими распоряжаться.
- -То есть, экономия — это неверный путь?!
- Абсолютно неверный. Это — поощрение нищеты. Что значит «экономить»? Ноль помножить на ноль будет равно нулю Нужно уметь правильно распределять деньги. Помните экономический кризис 2008 года? Он как раз и показал, насколько низок уровень монетарной культуры у населения. Ведь что стали делать люди? Они массово побежали в банки снимать свои сбережения. При этом — потеряли проценты, нарушили финансовое обращение. И, к тому же, их просто грабили, повысился уровень криминогенной обстановки в стране. И чем все закончилось? Они все равно пошли и все эти деньги опять положили в банк.
- В нашем обществе преобладает стереотип, что деньги — это зло. Отсюда многие наши проблемы. Нет определенного уровня монетарной культуры.
- -Как привить эту культуру ребенку в семье?
- Ребенок наследует тип, стереотипы поведения родителей. Но иногда он в знак протеста поступает совершенно наоборот. Если в семье преобладала скупость, человек становится транжирой, бывает и такое.
- Знакомство с основами монетарного поведения в семье происходит, когда ребенку начинают давать карманные деньги, и он учится ими распоряжаться. Ведь, если ему ничего не дают, как же он сможет научиться? В дальнейшем, когда такой человек получает деньги, он просто не знает, что с ними делать, думает, что у него огромная сумма.
- Поэтому младшим школьникам лучше выдавать карманные деньги один раз в неделю. Они ведь еще не умеют распоряжаться финансами. А вот старшеклассникам уже можно выдавать деньги на расходы и раз в месяц, чтобы они планировали свой бюджет. Если у ребенка будет опыт обращения с деньгами — будут формироваться навыки монетарного поведения.
- -А что делать, если, на первых порах, ребенок будет спускать всю сумму за несколько дней?
- Желательно не ругать ребенка, сеть и объяснить: деньги закончились, а что же делать дальше?
- Очень важно, чтобы взрослый относился к деньгам не как к материи, а как к идее. Если человек относится к финансам, как к материи, он их истратил — и дальше что? А если мы относимся к деньгам, как к идее, мы разрабатываем стратегию монетарного поведения: как дальше их заработать и разумно вложить. Например, выбрать лучшую программу в банке. Этому нужно учить. Люди у нас финансово неграмотные.
- -Существуют ли какие-то образовательные курсы?
- Таких курсов, к сожалению, нет. В школе преподают предмет «Основы экономики», однако он далек от практики. Дети знают, что такое НДС, виды налогов, что, как правило, в жизни мало применимо — вот такие теоретические сведения.
- Лучше всего подобные знания усваиваются во время тренингов: ведь и взрослые, и дети любят играть. И такие тренинги разрабатываются в нашей лаборатории. Мы с коллегами внедряем их в экспериментальных школах. Они пользуются очень большим успехом, ученики с удовольствием принимают в них участие. Но вот в сельские школы мы их предлагали, но директора не очень-то заинтересовались, отметив, что у них и так довольно насыщенная школьная программа.
Более 40% украинцев средств хватает или только на продукты, или не хватает...