Очередей на российско-украинской границе станет меньше, а процедура прохождения границы упростится. Это пообещал глава Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник. На этой неделе он представлял украинскую таможню на международной выставке «Таможенная служба — 2012», которая проходила в Москве. О нововведениях на границе главный украинский таможенник рассказал в интервью собственному корреспонденту ГолосUA.
— Игорь Григорьевич, «букету» проблем, существующих на украинско-российской границе, столько же лет, сколько и независимой Украине. Они как-то разрешаются?
— Действительно, проблем много и существуют они долго. Но серьезно продвинуться в вопросах взаимодействия нам с российскими коллегами удалось только в последние два года. Начали мы с того, что составили перечень проблемных вопросов, выслушали людей, бизнес, экспертов, и вместе создали план, который позволит нам привести процедуру пересечения границы к европейскому уровню. Мы подписали ряд соглашений, унифицировали с российской стороной нормативные акты, синхронизировали работу пунктов пропуска, ввели электронное декларирование, уменьшили количество документов, которые необходимы для таможенного оформления грузов с 90 до 3-х. Постепенно процедура пересечения границы людьми и перемещения через нее товаров становится более комфортной.
— А что значит — «синхронизировали работу пунктов пропуска»?
— Прежде большинство пунктов пропуска с одной и с другой стороны границы работали как бы сами по себе – без учета специфики соседа. Не было соответствия ни по группам товаров, ни по инфраструктуре, ни по количеству сотрудников. Скажем, с украинской стороны пункт позволял пропускать продукты питания, а с российской нет. Или наоборот. Пересменка на российской стороне проходила в одно время, на украинской – в другое. Это приводило к негативным последствиям, колоссальным очередям, люди просто не могли пересечь границу. После того, как мы синхронизировали работу пунктов пропуска, большинство проблем было снято. Например, по группам товаров украинские и российские пункты соответствуют друг другу на 99%.
— Прежде и Украина, и Россия на самом высоком уровне заявляли о необходимости упрощения таможенных процедур. Что-то уже сделано?
— Уже в ближайшее время наши граждане будут проходить таможню намного быстрее. После ратифицирования Верховной Радой Украины и Государственной Думой России вступило в силу соглашение о взаимном контроле. Теперь при прохождении российско-украинской границе таможенный контроль будет осуществляться только один раз – в стране выезда. А вторая сторона обязуется признавать эти результаты и не проводить повторный досмотр. Например, если российская сторона проверила груз, сканер показал отсутствие в нем посторонних вложений и соответствие груза, то украинская сторона не будет через 15 минут, на своей стороне, проводить те же операции. И наоборот, российская сторона будет признавать результаты таможенного контроля украинской стороны. Первым пунктом, где будет внедрена такая технология, станет переход Куйбышево-Дятлово.
— Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются люди, пересекающие российско-украинскую границу на автомобиле, — огромные очереди. Знаю об этом не понаслышке: самому летом приходилось по многу часов стоять в километровых очередях. Что-то делается для того, чтобы очередей не было?
— Украинское направление очень популярно у россиян, особенно летом, в период пропусков. Только на харьковском участке, через который лежит дорога на Крым, летом государственную границу пересекают до 20 тысяч человек. И очереди, действительно, возникают. Сказать, что виновата какая-то одна сторона, невозможно. Ситуация зависит от многих факторов: пропускной способности пунктов, работы различных служб – таможенных, пограничных, санитарно-ветеринарных и т.п. Но мы решаем и этот вопрос. Например, на ряде пунктов предусмотрена реконструкция, которая позволит увеличить их пропускную способность. Первая такая реконструкция была проведена на пункте «Гоптивка» (с российской стороны – «Нехотеевка») накануне Евро-2012. После реконструкции его пропускная способность увеличилась вдвое. Здесь действуют 23 полосы движения. Теперь ежедневно через этот пункт могут пересекать границу до 20 тысяч человек, 2520 легковых автомобилей, 80 автобусов в сутки и 400 грузовых автомобилей. Очень важно, что одновременно, такой же пункт пропуска, в зеркальном формате, сооружала и российская сторона. Теперь и «Гоптивка», и «Нехотеевка» имеют одинаковые инфраструктурные возможности. Это позволяет избежать дисбаланса пропуска транспортных средств через границу.
Кроме того, для борьбы с очередями украинская и российская таможня подписали соглашение о системе раннего уведомления. Эта передовая технология позволяет оперативно реагировать в случае превышения контрольной цифры очереди грузовых или легковых автомобилей на отдельно взятом пункте пропуска. Вплоть до того, что по нормативам в течение двух часов предусмотрен контакт председателей обеих таможенных служб и урегулирование вопроса, в том числе и с подключением пограничной службы.
— Предусматриваются ли таможенные послабления для жителей приграничных районов? Многие люди жалуются, что таможня очень придирчиво относится, когда они пытаются провезти через границу фрукты овощи из собственного сада-огорода.
— Сейчас мы с российскими коллегами завершаем работу над соглашением о так называемой «ярмарочной торговле». Этот документ будет подписан в ближайшее время. Он позволит перевозить через российско-украинскую границу до 300 килограммов плодоовощной продукции, выращенной на своих приусадебных участках, без таможенных платежей, справок и бюрократии.
— Если есть граница – есть и контрабанда. На российском направлении много попыток нелегального ввоза и вывоза товаров?
— Контрабанда есть, и мы с ней боремся. За последнее время совместно с российской службой провели целый ряд совместных спецопераций, направленных на выявление нарушения таможенных правил. Нашей «головной болью» был пункт пропуска «Крым»-«Кавказ» — паромная переправа из Крыма на Кубань. Теперь там удалось навести порядок. Однако с контрабандой мы боремся не только карательными методами. В прошлом году Украина декриминализировала товарную контрабанду, исключив ее из состава уголовно наказуемых преступлений. Потому что эффект от этого был не большой. Дела возбуждались, как правило, «по факту», подозреваемых зачастую не было, изъятый товар годами стоял на складах, приходил в негодность, большие средства расходовались на расследование. Мы создали рабочую группу, которая выясняла, что стоит в основе товарной контрабанды. В основе лежало стремление гражданина уйти от обязательных платежей в бюджет. Это сугубо экономический вопрос, и тогда мы инициировали перевод товарной контрабанды в разряд административных правонарушений, за которые предусмотрены очень серьезные санкции в виде больших штрафов с обязательной безальтернативной конфискацией товара. И результат превзошел все ожидания. В этом году количество поступлений в бюджет от реализации конфискованного имущества увеличилось в пять раз. Теперь многие страны обращаются к нам, намереваясь перенять этот опыт.
— А как же контрабанда культурно-исторических ценностей?
— Контрабанда и культурно-исторических ценностей, и оружия, и боеприпасов, и наркотиков, и сильнодействующих и психотропных препаратов остается уголовно наказуемой – и будет таковой всегда. Мы просто разграничили акценты. Хотя попыток вывезти за границу культурно-исторические ценности – иконы, монеты, картины, ценности еще скифского и византийского периодов — наши таможенники пресекают очень много. Причем, зачастую, чтобы выявить такую контрабанду, приходится применять исключительно интуицию: ведь 98% граждан сейчас проходят границу через «зеленый коридор», без досмотра.