В 2015 году в Украине ,по официальным данным, было незаконно вырублено 24 тыс. кубометров леса. Как сообщила в.и.о. председателя Государственного агентства лесных ресурсов Кристина Юшкевич, если говорить на языке цифр, такие убытки можно оценить в почти 85 млн гривен. Подтверждают ли эксперты такую ситуацию? Что привело к подобному развитию событий? А также, что необходимо делать, чтобы содействовать развитию собственной промышленности в Украине, в интервью ГолосUA, рассказала Кристина Аврамченко, эксперт Института общественно-экономических исследований.
— Кристина, расскажите об экспорте древесины. Что говорят цифры?
За границу Украина, как правило, поставляет древесину в необработанном виде или же в виде простых изделий — поддоны, бочки, рамки и т.д. Экспорт такой продукции в 2015 году составил почти 3 % от общего объема экспорта. В то же время экспорт мебели составил всего 1 % от общего объема. Это свидетельствует о том, что Украина вместо переработки древесины в стране, создания рабочих мест, поставляет сырье производителям других стран. Таким образом, мы истощаем свои природные ресурсы и не содействуем развитию собственной промышленности.
-Украинская власть обязалась разработать механизмы для стимулирования развития отечественной деревообрабатывающей промышленности…
— Согласно Коалиционного договора это предусматривалось сделать во втором квартале 2015 года. Что же сделано? В июле 2015 года был принят закон, которым на 10 лет запрещается вывоз за пределы таможенной территории Украины необработанных лесоматериалов — древесных пород, кроме сосны — с 1 ноября 2015 года и древесных пород сосны — с 1 января 2017 года. Таким образом, было обеспечено достаточное наличие сырья для украинских производителей, но на этом все и закончилось. Также была попытка принять законопроекты относительно отмены пошлины и НДС на деревообрабатывающее оборудование, которое позволило бы украинским производителям уменьшить расходы на модернизацию своих производств и обеспечить надлежащее качество своей продукции для ее поставки на внешние рынки. Но они были приняты только в первом чтении и в таком состоянии они остаются еще с мая прошлого года.
— Поскольку не было подано и принято сразу комплексного пакета законопроектов, направленных на развитие мебельной и деревообрабатывающей промышленностей, законопроект о моратории на экспорт древесины в конечном результате больше навредил, чем принес пользы?
— Во-первых, из-за того, что не был введен надлежащий контроль на границе за выполнением моратория, увеличились объемы нелегального экспорта древесины. Во-вторых, так и не был решен вопрос несоответствия этого законопроекта требованиям ВТО. Согласно требованиям ВТО, нельзя вводить никаких новых ограничений на экспорт товаров. Исключением являются ограничения, которые временно применяются с целью предупреждения или ослабления критического дефицита товаров в стране. Однако, обоснования относительно наличия критического дефицита лесоматериалов и пиломатериалов в необработанном виде в Украине так и не было предоставлено. А также обоснования относительно целесообразности введения самого запрета, а не ограничения вывоза за пределы таможенной территории Украины лесоматериалов и пиломатериалов в необработанном виде. В-третьих, из-за того, что Украина нарушила требования соглашения с ЕС и ВТО, по словам представителей Минэкономразвития, существует риск неполучения макрофинансовой помощи ЕС, а именно кредита в размере 1,2 млрд. евро. Теперь Минэкономразвития активно борется за отмену моратория на экспорт древесины. Если он таки будет отменен, вернемся к той же точке с которой начинали. И это не станет примером успешных реформ.
— Что должно было бы сделать правительство?
-Правительство могло бы разработать общее виденье развития украинской экономики и в рамках этого виденья развивать каждую отрасль отдельно. Потом разработать пакет законопроектов с просчитанными финансово-экономическими последствиями, которые нужно было бы принять сразу. Таким образом, были бы просчитаны все преимущества и недостатки, в том числе, и введение моратория на экспорт и принято соответствующее решение, а, при необходимости, подать это обоснование в ВТО. Производство мебели является перспективным с точки зрения, как внутреннего рынка, так и выхода на внешние рынки. По данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», объем мирового рынка мебели составляет 420 млрд дол. США, а среднегодовые темпы роста за 2003-2013 годы — 3,7 % в год. Более того, этот рынок характеризуется смещением производства в страны с дешевой рабочей силой, а наибольшими потребителями являются ЕС и США. Поэтому Украина могла бы рассчитывать на увеличение объемов экспорта этой продукции, получения валютной выручки и создания новых рабочих мест.
— Что, по вашему, конкретно необходимо предпринимать дальше?
-Учитывая ситуацию, которая сложилась, необходимо отменять мораторий на экспорт древесины и начинать все сначала, но уже учитывая старые ошибки. Начинать нужно с комплексного анализа перспектив развития деревообрабатывающей и мебельной промышленностей. Следует наработать полный пакет законопроектов, в который, при необходимости, включить те, которые уже приняты в первом чтении (№2617 и №2618) и рассмотреть другие инструменты для возобновления деревообрабатывающей и мебельной промышленностей, создания рабочих мест, переориентации экспорта с древесного сырья на продукцию более широкой степени обработки.