Мария Мамаева
07:00 30/06/2016

К. Бондаренко: «Можем ожидать, что ГПУ начнет проводить обыски у людей Тимошенко или Садового»

Представленный всего полтора месяца тому назад к должности генерального прокурора Юрий Луценко активно взялся за вверенное ему дело. Объявил о чистках в Генпрокуратуре, пообещал «горячее лето»  одесским прокурорам и широко разрекламировал обыск в загородных особняках неуловимых чиновников времен Януковича. Что нашли и что искали в домах бывшего секретаря СНБО и экс-главы Администрации Президента Януковича Андрея Клюева, экс-заместителя секретаря СНБО Владимира Сивковича, бывшего начальника милиции Киева Валерия Корякасиловики, так и осталось тайной следствия. Однако образ жизни соседа опальных регионалов – лидера Радикальной партии Олега Ляшко, в дом к которому силовики ворвались якобы по ошибке, стала достоянием общественности. И пока общественность гадает, ошибочным или преднамеренным был визит правоохранителей в дом главного борца с коррупцией, ГолосUA поинтересовался у директора Фонда украинской политики Костя Бондаренко об истинных целях и ближайших планах Генпрокуратуры.

— Кость Петрович, по вашему мнению, какую цель преследовала Генпрокуратура, проводя эти обыски?

— Это пиар Генпрокуратуры по поводу того, что нынешняя Генпрокуратура является более эффективной, чем «попередники», соответственно, нынешний генпрокурор более эффективен, чем трое предшествующих генпрокурора. В этой ситуации Юрий Луценко хочет показать, что ни Махницкий (Олег Махницкий – бывший и.о. генерального прокурора – ред.), ни Ярема (экс-генпрокурор Виталий Ярема – ред.), ни Шокин (предшественник В. Луценко на посту главы ГПУ Виктор Шокин – ред.)не расследовали до конца дела, связанные с Майданом. Он хочет показать, что Майдан для него является не просто пустым звуком и что он будет до конца расследовать дело Майдана. Вот, например, не были проведены обыски у Сивковича, Клюева и у Коряка, не было изъято необходимую доказательную базу, поэтому все тормозится, и только он один додумался провести эти обыски.

— Тогда причем здесь Олег Ляшко?

— С другой стороны, поскольку рядом с дачей Клюева проживает еще и Олег Ляшко, то необходимо было еще и припугнуть Олега Ляшко, надавить на него, показать общественности, что борец с коррупцией живет в таких же условиях, что и сами коррупционеры, показать, что почему-то рядом с борцом с коррупцией в 7 утра присутствуют его соратники. Все это необходимо было продемонстрировать, чтобы создать пиар, вернее – антипиар Олегу Ляшко, и создать определенное поле для давления на политика. То есть, эти два задания выполнены одним ударом.

— В таком случае, чего стоит ожидать от этого дела в дальнейшем – если были обыски, то последуют ли за ними аресты?

— Будут задержания, выпуск под залог, но абсолютно людей непричастных. Как у Ильфа и Петрова – награждение непричастных и наказание невиновных. Даже если кого-то и назначат виновным в убийствах на Майдане, никто не поверит, что именно этот человек виновен, всегда будут какие-то подозрения. Поэтому я не думаю, что именно это дело даст конкретные результаты, но вполне вероятно, что данное дело потянет за собой другие аналогичные дела.

— Кто из нынешних политиков может пострадать при этом?

— Можем ожидать, что Генеральная прокуратура вдруг начнет проводить обыски у людей Юлии Тимошенко (лидер фракции «Батькивщина» — ред.), близких к Андрею Садовому (глава фракции «Самопомич» — ред.) или к другим. Или в среде «Оппозиционного блока», то есть, среди тех людей, которые занимают отдельную позицию и, соответственно, являют определенную проблему для власти. Генеральная прокуратура, как была, так и остается инструментом давления на политически неугодных.

— Насколько самостоятелен Луценко в таких своих действиях?

— Я не думаю, что Луценко принимает какие-то самостоятельные решения. В этой ситуации Луценко прекрасно понимал, что он идет на должность генерального прокурора, на которой он будет сверять все свои шаги с Президентом Порошенко. И Порошенко ставил на должность генерального  прокурора человека, который вряд ли будет проявлять какую-то личную инициативу и не согласовывать свои шаги с патроном.

— Может ли нынешний глава ГПУ стать «эффективным генпрокурором»?

— Пока есть в эффектности, а не в эффективности Генеральной прокуратуры, пока есть потребность содержания Генеральной прокуратуры как инструмента давления на политических диссидентов,  до тех пор, очевидно, Юрий Луценко будет занимать свою должность.

Потому что, на самом деле, если бы Порошенко (Президент Украины Петр Порошенко – ред.) нужен был настоящий профессионал, и Генпрокуратура работала бы на самом деле профессионально, то, соответственно, он и рекомендовал бы на эту должность профессионала. Если же Порошенко нужен был политик, который оказывал бы политическое давление и развернул бы политическую деятельность на должности генерального прокурора и поддерживал бы именно Президента и президентскую линию, то, соответственно, он и протолкнул на эту должность человека, который будет делать все, чтобы позиция Порошенко воплощалась в жизнь.

— Но негативный фон вокруг его деятельности на посту главы ГПУ под воздействием общественного давления может и ему стоить карьеры…

— Кто у нас прислушивается к общественному мнению? Общественное мнение у нас необходимо для того, чтобы задекларировать и припрятать каким-то образом мнение Вашингтона. Появляется идея  в Вашингтоне, звонят Пайетту (послу США в Украине Джеффри Пайетту – ред.) или присылают ему мэйл, что необходимо сделать, а уже потом общественных активистов присылают для того, чтобы они могли там под гневные возгласы на хорошем украинском языке донести до общественности то, что пришло на улицу Сикорского на хорошем английском языке.

Или если вдруг приедет Виктория Нуланд (помощник госсекретаря США – ред.), которая в американской иерархии личность даже не второго плана, а где-то 7-8 ранга, и говорит, какие законы принимать, кого снимать, кого ставить, кто должен занимать какую должность. Так вот, если приедет  Нуланд, скажет, что нужно освободить Луценко вдруг, потому что генеральным прокурором должен стать, например, Шкиряк (советник главы Министерства внутренних дел Зорян Шкиряк – ред.) или Парасюк (внефракционный народный депутат Владимир Парасюк – ред.), или еще кто-то. Ну, и соответственно, возьмут под козырек и – нечего делать – будут выполнять, потому что решения у нас принимаются не на Банковой или на Грушевского и даже не в Киеве, а принимаются в Вашингтоне.

Читайте также по теме