На Черниговщине произошел уже пятый взрыв на складах с боеприпасами за время военных действий на Донбассе. Год назад более 30 000 человек эвакуировали из-за взрывов в Калиновке. Тогда разорвалось около 100 тонн боеприпасов. За неделю до этого взрывались военные склады неподалеку от Мариуполя. В марте 2017 года из-за взрывов на складах в Балаклее на Харьковщине вывезли 20 000 человек из девяти населенных пунктов, до этого взрывались склады на Луганщине. ГолосUA решил разобраться, кто виновен в этих взрывах и почему бездействует власть, расспросив об этом экс-советника министра МЧС Украины Константина Гринчука.
— Почему в Украине взрывается уже пятый склад боеприпасов?
— В целом это все преступная халатность или неисполнение служебных обязательств. Не может начальник склада остаться на должности, если склада нет. Он априори уже виновен. У нас же после взрыва складов и ущерба государству на миллиарды гривен, суд принимает решение восстановить в должности начальника хранения вооружения на военном арсенале Балаклеи. Якобы его вины нет. Кроме того, за последние 10 -12 лет шла системная ликвидация соответствующих структур, которые могли бы планово заниматься такими вопросами. В частности, у нас отсутствует система гражданской защиты. Министерство аграрной политики при подобных ситуациях должно обеспечивать питание пострадавшим, Минрегион должен создать спецслужбы гражданской защиты, которая обязана заниматься размещением людей. ГСЧС или МЧС являются только координаторами. Они смотрят за тем, куда нужно направить основные усилия. На сегодняшний момент у государства нет юридического лица, которое несло бы персональную ответственность за ликвидацию чрезвычайных ситуаций. На данный момент спецслужбы подчиняются руководителю ГСЧС. Он в свою очередь подчиняется министру МВД Авакову, который сам создает 2 службы в единой государственной системе. Министр должен ставить задачи министерствам и контролировать их работу. На данный момент в Украине такого нет. Кроме того, у нас нет госрезерва, который предусматривал бы выделение материальной компенсации, а также одежды и питания. Вместо этого у нас все везут волонтеры, а государство только наблюдает.
— Кто должен нести ответственность за то, что в стране взорвался пятый склад боеприпасов?
— За все несет ответственность верховный главнокомандующий – Президент. Он назначает на соответствующие должности людей, которые отвечают за контрразведку и службу безопасности. У нас министр обороны молчит и ничего не предпринимает. Президент не наказывает людей и ничего не делает, чтобы предотвратить взрывы. В государстве ничего не меняется.
— Насколько качественно проходила эвакуация населения?
— Какая же организация, когда жители говорят, что они шли пешком. Никто не сделал никакого оповещения, не было колон военной техники для оперативной эвакуации. При этом Гройсман выступает и говорит, что все молодцы, что провели эвакуацию. Премьер так заявляет, потому что не является специалистом и у него не хватает мозгов держать возле себя советника, который должен указать на ошибки. Чтобы эвакуировать 12 тысяч человек, нужно 300 автобусных рейсов, а с учетом того, что нам показывают «Богданы» – 600 рейсов.
— Сколько потребуется средств на ликвидацию последствий взрыва?
— Премьер-министр Владимир Гройсман принял решение, что выделит 100 миллионов гривен для ликвидации последний от взрывов складов. В первую очередь выплаты получат люди, чье жилье пострадало. Эвакуированное население размещается в детских садах и школах. Такие учреждения не могут долго принимать граждан. Далее нужно начинать размещать людей. Сейчас должна пройти экспертиза, чтобы определить уровень разрушений домой. У кого-то могли вылететь стекла, а кто-то мог остаться без крыши или вообще без жилья. Это уже совсем другие средства. После чего должно приняться решение о покупке жилья, либо о компенсации за разрушение дома. Как правило, таких людей должны разместить в отелях или общежитиях. Кроме того, пострадали и объекты жизнеобеспечения. То есть, нужно возобновить поставки электроэнергии и воды. Также снаряд попал в больницу. Эти объекты тоже будут восстанавливаться. Соответственно, на них также нужно выделить средства. Подход должен быть индивидуальным и грамотным, ведь погодные условия для временного проживая в школах и специальных пунктах станут критическими.
— На каких складах с боеприпасами могут произойти взрывы?
— Везде. Это зависит от действий руководителя, который находится на месте. Если командир зубастый и будет выбивать двери в Генштабе ногами, а своих подчиненных будет заставлять обеспечивать охрану и оборону, то там меньше шансов, что рванет. Нет гарантии того, что построение железобетонных укрытий поможет избежать взрыва. В частности, на складе в Ичне рвануло одновременно в трех местах. Это значит, что умышленно закладывались взрывчатка и механизмы. Люди, работающие на складе, не могли этого не видеть. В таком случае забор не спасет. Чтобы рвануло на складе боеприпасов, достаточно занести небольшую шашку и положить в нужное место. В первую очередь не сработала контрразведка и Минобороны.