Судя по тому, что в Украине в течение нескольких лет увольняют с госслужбы специалистов по ликвидации пожаров и пожары участились, украинцам важно знать, что высотные дома, построенные в последние годы, редко соответствуют требованиям пожарной безопасности из-за застройщиков, которые на этом экономят, и Госархитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), где позволяют менять статус здания. Об этом в интервью ГолосUA сообщил экс-советник министра МЧС Константин Гринчук.
— Константин, вы, вероятно, анализировали причины пожаров в жилых зданиях и зданиях, где погибли и пострадали, дети и студенты… Можете рассказать о своих выводах?
-Так называемые реформы украинской власти в последние 15 лет только ухудшают положение дел, связанных с системой пожарной безопасности. Это составляющая общей системы безопасности и входит в национальную систему безопасности. Поэтому глупо подходить к вопросам пожарной безопасности непрофессионально. Но, судя по событиям 2019 года, по масштабным пожарам (в детском лагере «Виктория», отеле «Токио Стар», в Одесском экономическом колледже, Луганском психоневрологическом пансионате), именно это и происходило. Скажем, основными причинами последних резонансных пожаров были электропроводка и бытовые приборы, которые на фоне крайне пожароопасных планировок, состав строительных материалов в совокупности с другими организационными провалами и привели к пожарам. С точки зрения здравого смысла, вообще непонятно, как власть, чиновники на местах позволили некоторым заведениям выполнять функции отеля и почему детский лагерь был расположен в двухэтажных зданиях из дерева. Вопросов по причинам этих пожаров – масса.
Однако основной причиной гибели людей в этих случаях, я считаю, был недостаток эвакуационных выходов, либо они были закрыты, либо использовались не по назначению. И оказалось, что люди, которые находились в загоревшихся помещениях, элементарно не знают, что делать при пожаре. Все усугублялось отключенной сигнализацией, системой оповещения, отсутствием пожарного водопровода, огнетушителей…
В противопожарную систему здания должны входить, конечно, огнетушители, а также пожарная сигнализация с обязательным её подключением к пульту вызова пожарных расчетов; система оповещения людей о пожаре; система дымоудаления и подпора воздуха; молниезащита; системы пожаротушения (водяного, газового, порошкового); пожарный водопровод с соответствующим насосным оборудованием.
Соответственно, я считаю, в этих пожарах вина не только ГСЧС, но и ГАСИ, Минобразования, райгосадминистрации, горадминистрации, МВД и Кабмина. В Конституции Украины написано: «Жизнь и здоровье людей высшая социальная ценность государства». Но кто из чиновников помнил об этой статье Конституции, когда Кабмин ввел мораторий на проверки зданий пожарными инспекторами, а министр МВД не только голосовал за них, но и делал громкие заявления о ликвидации пожарного контроля, хвалясь этим достижением?
— Как в Украине распределяется ответственность за гибель людей при пожарах? Разве у нас не персональная ответственность чиновников?
— Как я понимаю, в Украине вообще уже нет правовых норм, которые бы ставили чиновника под персональную ответственность. В 2013 году Кодексом «гражданской защиты» её ликвидировали, а до 2013 года премьер-министр исполнял обязанности начальника Гражданской защиты Украины. Потом было ликвидировано МЧС, оставшееся переподчинили Минобороны, потом МВД. Несколько лет из уже ГСЧС опытных руководителей увольняли, а профанов назначали. И теперь власть в лице глав ГСЧС, МВД, премьер-министра и Президента хочет увеличить ответственность за противопожарное состояние. Если штрафами, даже если 17 тысяч грн, то это смешно. Еще я слышал о внедрении добровольного страхования на случай пожарной безопасности. Большая часть структур для этой цели — это конторы-однодневки по отмыванию денег. Это точно не строительство системы безопасности, а возня и бутафория.
— Вы можете прогнозировать опасность пожаров в различных зданиях? Где наибольший риск пожаров?
— Наибольшая опасность, в моем понимании, это «законно введенные в эксплуатацию высотные дома», где нет условий для работы пожарных. Живущие там люди обречены на смерть в случае пожаров и главный виновник возникновения таких рисков именно государство. Речь — о домах выше 16 этажей и 25-этажки. Большинство современных домов проектируется и якобы строится по нормам ДБН «Житлові будівлі», а по факту — за очень «небольшие деньги» их подавляющее количество под «крышей» ГАСИ переводит фактически в статус «Висотні житлові та громадські будівлі».
— А что это значит и в чем угроза для жизни людей?
— Застройщики, меняя статус дома, получают сверхприбыли, экономя на противопожарной безопасности, безопасности людей и соблюдении технических норм. Это фактически кража денег на безопасности людей, которые, покупая квартиры, не знают, что стали смертниками. Так, разница только между зданием, имеющим высоту — 73,5 метра от «условной точки», и зданием 73,6 метра требует для одноподъездного здания десятки миллионов гривен, чтобы установить допсистемы пожарной безопасности. Если установить оборудование энергообеспечения, то дома переводят из 2-ой категории в первую, а это тоже дополнительные миллионы в каждый дом.
Согласно строительным нормам, «условная точка» — это высота от уровня проезда пожарного автомобиля и до уровня пола последнего жилого этажа, которая для «Жилых зданий» не должна превышать 73,5 м. Но аферисты-застройщики вместе с коррупционерами ГАСИ договариваются и получается: проект проходит госэкспертизу, но в нем на последних этажах планируют двух, а иногда и 3-этажный пентхаус и техэтаж, который не входит в общее количество этажей. После ввода в эксплуатацию и получения жителями всех документов, оформляют этот пентхаус на «своего» и подают в ГАСИ декларацию под видом якобы реконструкции квартиры. В ГАСИ делают вид, что не замечают, что у нескольких квартир высота потолка достигла 6 — 9 метров, то есть появились 3 дополнительные этажа. Согласно первоначальному проекту, высота дома была 25-26 этажей, а стала по факту 29-30. Застройщики, которые разбираются в технических тонкостях строительства, закладывают нагрузку здания в виде толщины стен, перемычек, перекрытий, арматуры как на 25-этажный дом, а фактически получается нагрузка на 30 этажей. Так в высотке появляются 20 дополнительных квартир, на чем может заработать застройщик, но в случае пожара и допнагрузки на электросети, что тоже может спровоцировать пожар, пожарным будет в разы сложнее спасти жильцов такого дома. В таких домах на крышах уже нет, например, необходимых площадок для приёма вертолетных кабин для эвакуации людей и вертолетных площадок не дальше 500 метров от зданий, дополнительных лестниц, противопожарных секций.
— То есть даже новейшая пожарная спасательная техника не может быть применена в этих зданиях?
— В Киеве есть всего только один подъемник, способный спасать с высоты 90 метров, он стоит на Левом берегу. Его размеры таковы, что во многих маленьких дворах, заставленных автомобилями, заехать туда невозможно и негде расставить его упоры. То есть техника есть, а воспользоваться ею невозможно.
— Получается, главную опасность для жизни людей представляют высотные новостройки?
— Опасны и здания до 6 этажей высотой, где нарушены правила эксплуатации электроприборов и электропроводка в неудовлетворительном состоянии. Так было в Одессе в отеле и в лагере «Виктория». И есть случаи нарушения нескольких норм пожарной безопасности, такие здания я называю «капканом» в ожидании смерти от огня. Согласно требованиям ст. 25,26 Устава действий органов управления Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, при тушении пожаров, руководитель группы спасателей, в первую очередь, должен отключить здание от газа и электрики, получаемой жильцами. Но в большей части новостроев-высоток даже после заселения жильцов остается временный электрокабель, как на стройке. Эти дома подключены к электрике по 1-ой категории энергоснабжения и должны иметь дополнительную защиту от огня для обеспечения их функционирования.
Но этого нет, и, в случае пожара, они будут отключены от электрики вообще, и пожарные не смогут подключиться к электрокабелю, чтобы качать воду наверх. А вода может понадобиться для тушения пожара на высоте 76-90 метров, наверх в ведрах столько воды не поднять.
Хочу сказать об угрозе жизни пожарных. В этих домах, кроме того, как я знаю, есть горючий пенопласт, скрутки силовых кабелей и электроустановки, которые накроет водой во время дождей. Если руководитель группы спасателей не убедился, что здание отключено на момент ликвидации пожара от газа и электричества с учётом защищенных (противопожарных систем), он будет нести уголовную ответственность за гибель пожарных и людей от электротока. Так как в дыму всегда есть угроза или попасть на оголенные провода, или в случае заливания их водой спасатели и жильцы попадут под действие электрической дуги.
— Можно ли говорить, что такая ситуация с отсутствием системы пожарной безопасности есть во всех новостройках?
— Да. И один из ярких примеров такого дома — ЖК «Александровский» на Севастопольской площади в Киеве. Этот ЖК строили именно для сотрудников МЧС и ГСЧС. Я считаю, тут имеет место афера, связанная с вводом в эксплуатацию жилых зданий без всех необходимых противопожарных систем, инженерных систем; там нет трансформаторных подстанций, распределительных подстанций…
— Вы говорили, что обращались в соответствующие госорганы с жалобой на отсутствие системы пожарной безопасности в ЖК «Александровский»… Что из этого вышло?
— За этими вопросами должны следить и Минрегион, и Госэнергоконтроль, и КГГА, и прокуратура, и НАБУ, ГБР, МВД. Но если раньше за техническим состоянием дома хотя бы ЖЭКи следили частично, то теперь власть уничтожила все государственные ЖЭКи, перекладывая контроль за жилым фондом фактически на нищий народ.
В Украине несколько лет меняли систему взаимодействия государства и застройщиков. В эту систему включено ГАСИ. И если я сейчас напишу жалобу даже на министра громад Алену Бабак, которой подчиняется структура, на которую продуманно перетянули всё — и контроль за строительством и за эксплуатацией зданий, то она будет ссылаться на то законодательство, инициатором которого она была как заместитель Комитета архитектуры и строительства ВРУ. И она же защищена этим законодательством от реагирования на коллективные жалобу с подписью 303-х жильцов, которые требуют провести комплексную проверку высотки и заставить афериста-застройщика привести дом в соответствие с нормами пожарной безопасности: ссылаясь на невозможность «вмешаться в хозяйственную деятельность», Бабак не реагирует на коллективные жалобы жильцов.
Хотя именно Бабак подписывалась под сохранением главы ГАСИ на должности А. Кудрявцева, которого я считаю аферистом без диплома. В итоге, как я знаю, ГАСИ продолжала раздавать лицензии на компании, которые были аффилированы с Кудрявцевым, и разрешения на новое строительство. Потом ГАСИ выдавала незаконно декларации на фактический захват технических этажей, а ГСЧС выписывала предписания ОСМД, чтобы эти этажи освободили.
Но, чтобы вы понимали весь цинизм ситуации, если в жилой многоэтажке, где не соблюдены нормы пожарной безопасности, будет пожар и погибнут люди, пострадает их имущество, то в тюрьму могут посадить только главу ОСМД, а не руководство ГАСИ, КГГА, Госэнергоконтроля и ГСЧС, который должен подавать жалобу в прокуратуру и судиться с указанными структурами и своими предшественниками за недочеты в пожарной безопасности.