К. Гринчук: «Власть спряталась за героическим поведением спасателей, которые ликвидировали пожар в Балаклее»

В Харьковской области недалеко от города Балаклея в ночь на 23 марта взорвались склады с боеприпасами. Причиной инцидента могла стать диверсия, поскольку возгорание на складе произошло сразу в нескольких местах. Подтверждает версию о диверсии и главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. Корреспондент ГолосUA решил разобраться, что же произошло в Балаклее на самом деле, и расспросил экс-советник министра по чрезвычайным  ситуациям  Константина Гринчука, почему произошел взрыв, была ли это действительно диверсия и кто должен понести ответственность за случившееся?

— Назовите вероятные версии инцидента в Балаклее…

— Предполагаю, что это диверсия. В чем именно она заключалась или это был агент или удар с внешней территории складов пока не готов сказать. Поджег для уничтожения следов кражи маловероятен. Ведь, чтобы намеренно уничтожать склады и нанести угрозу  ближайшим городам, – нужно быть полным идиотом. Но даже и эту версию отбрасывать  нельзя. Хотя наиболее вероятная из всех версий – удар со стороны нашего противника.

— Все- таки почему произошел взрыв: из-за халатности или диверсии?

— Могла произойти элементарная вербовка одного из сотрудников. А за вознаграждение в определенное время и в нужное место занесли то, что может привести к подобному взрыву. Также я допускаю, что мог быть маленький дрон, который после четкого изучения территории, а сейчас средства разведки в деталях дают возможность, куда надо опустить и гранату или зажигательную смесь, или любое взрывное устройство для того чтобы произошел мощный взрыв. Поэтому сказать, что склад не охраняли, я не могу. Как военный человек могу понять, что если люди постоянно находятся на одних и тех же местах на охраняемом объекте, то это, так называемая работа на конвейере, из-за чего их бдительность притупляется. А послабление бдительности это человеческий фактор, которым могли бы воспользоваться злоумышленники.

— Кто будет наказан за взрывы складов с боеприпасами?

— Взрыв склада в Балаклее — это вопрос совета Национальной безопасности. В самом начале АТО подобные вещи должны были иметь статус рассмотрения национальной безопасности о том, что с ними делать. Какая там должна быть охрана. Кто и за что отвечает. Поэтому первые вопросы я бы задавал Министерству обороны и Кабинету министров. Это халатность административная. А именно руководящего состава. Сейчас же  будут пытаться найти стрелочника, чтобы возложить на него всю ответственность. Кроме того, власть начнет прятаться за героическим поведением спасателей, которые ликвидировали  пожар. Власти будут искать поджигателя, но не станут разбираться, почему это вообще могло произойти. Если Нацгвардия, например, осуществляла охрану, то виновен министр внутренних дел. Поэтому нужно, в первую очередь, установить первопричину. А именно: случился поджег или все-таки диверсия? За все отвечает начальник службы безопасности Украины. То есть, СБУ должна была четко информировать о недостатках или охраны или пожарного состояния подобных объектов, или о подготовке возможных диверсий. Кроме того, ответственность за случившееся должен понести Антитеррористический центр, который разрабатывает подобного рода планы и контролирует их выполнение. Ведь именно он информирует о ситуации Кабмин, Президента и СБУ.

— Нужно ли вводить чрезвычайную ситуацию в Харьковской области?

— При подобных происшествиях по кодексу гражданской защиты автоматически объявляется зона чрезвычайной ситуации. Она может вводиться как во всей области, так и только на ее определенной части. Чрезвычайную ситуацию в Бакалее должны были объявить с первых минут. Сейчас Нацгвардия и полиция должны производить обыски всего, что вывозится из зоны ЧС.

— Могут ли подобные события произойти в других населенных пунктах?

— Могут. Ведь вероятность повторения таких событий в отличии от государств, где специальные службы подходят к этому более профессионально и подготовлено – возрастает в разы. Потому что у нас в стране наблюдается служебная халатность, кадровый голод и непонимание элементарных вещей. Если 27-летняя девушка, которая не имеет понятия о задачах, которые должны выполнять МВД и ГСЧС,  реформирует опытных военных, у меня волосы дыбом встают! Если министр МВД берет себе советника, то он в определённых вопросах должен быть более информированным и  подготовленным, чем министр.

Читайте также по теме