К. Косяченко: «В Украине , как правило, фальсифицируют дорогие лекарства»

Рада продлила мораторий на проверки бизнеса до 2018 года. Из-за этого запрета на проверки государство не может полноценно контролировать и выявлять контрафактную лекарственную продукцию. О том, почему на фармацевтическом рынке нашей страны реализуется немало поддельных препаратов, чья терапевтическая эффективность не доказана клиническими испытаниями, которые, по сути, не являются лекарственными препаратами, корреспонденту ГолосUA  рассказал доктор фармацевтических наук, руководитель общественной организации «Союз работников фармации» Константин Косяченко.

— Константин Леонидович, какова ситуация сейчас с подделками лекарственных препаратов на фармрынке Украины?

— Все проверки сейчас запретили. Когда приходишь в аптеку, не знаешь, что ты купишь. На мой взгляд, это серьезный вопрос, поскольку все те препараты, что закупаются за границей, не проходят контроль качества. Конечно, можно верить, что они лучшего качества, чем наши, но, тем не менее, возникают сомнения. Сейчас реальной картины никто не знает. Контроль качества лекарственных препаратов в Украине никто не проводит. Ситуация  просто катастрофическая. Я уверен, что фальсификата лекарств у нас очень высокий процент. Подчеркну, что  потенциально опасны абсолютно все фальсифицированные лекарства, поскольку они не подвергаются контролю качества.

— Хорошо если среди подделок просто «пустышки», не приносящие ни пользы, ни  вреда, но есть, наверное, и просто опасные для здоровья фальсификаты?

— Часто в подделке может присутствовать действующее вещество, то есть, серию «размывают». Фальсификат содержит действующее вещество в больших или меньших количествах. Действующий механизм фальсифицирования сегодня называется «размыв серии». Размыв действующей серии заключается в том, что по качеству и количеству действующего вещества есть расхождения у фальсификата с настоящими препаратами.  

— Можно ли по упаковке отличить фальсификат от подлинного препарата?

— Упаковку подделки  трудно отличить от упаковки настоящего препарата. Расскажу недавнюю историю. К директору одного из украинских фармацевтических предприятий пришли правоохранители и спрашивают: это ваши лекарства? Он посмотрел упаковку и говорит: да, это мы выпускаем. Потом понесли эту упаковку в лабораторию, и там выяснилось, что все там было один в один с его препаратом, единственной подделкой оказалась бумага – не та, которую они покупают.  То есть, отличить фальсификат от  настоящего лекарства практически невозможно.  Врач в данном случае должен контролировать, действует ли лечение назначенными им препаратами на его пациента, и сообщать о  побочных эффектах. В отношении «побочки» у  нас нет контроля качества на входе и  нет роста побочных явлений. У нас сейчас система контроля оборота лекарств вообще не работает.

— Достаточно часто встречаются подделки популярного лекарства «Эссенциале»…

— Безусловно. Обычно дешевые лекарства не подделывают. Подделывают, как правило, препараты подороже. Если раньше были какие-то аргументы наподобие «а вот официально выявлено», «а вот на таможне увидели то-то», «а вот ходили в аптеку и увидели», «вот уничтожили такое-то количество поддельных лекарств», то сейчас даже если выявили фальсификат, то никто не знает, уничтожили его или дальше продают.  Этой информации у нас вообще нет.

-Из каких стран в Украину ввозят поддельные лекарства?

— Из России сейчас тяжелее привезти, чем из Европы. В Европе гораздо больше фальсифицированных лекарственных средств, которые делаются для нашего рынка и сюда везутся. Стопроцентно для нас больше всего изготавливается фальсификата в Европе. У нас очень хорошая законодательная система, не хуже, чем в ЕС. В Европе даже говорят, что мы впереди всего СНГ в этом вопросе. Просто у нас ничего в настоящее время  в плане контроля оборота лекарств не делается. В Украине есть аптеки, которые продают «белые» лекарства.  Они говорят, придите, — проверьте  — рядом с нами торгуют препаратами «известно кто» и  «известно  почем». Если препарат «в белую» куплен, к  примеру, за 10  грн, то  рядом такой же препарат продают  по  3-4  или даже по 2 грн. Нормальные аптеки, которые работает на рынке, просят, чтобы был контроль.  В целом ситуация катастрофическая, это просто уничтожение народа.  Вопрос: почему международные закупки не проходят контроль в Украине? Препараты привозят к нам с чуть не критическим сроком  годности. К слову, в Европе за утилизацию просроченных лекарств нужно платить большие деньги. А Украину превратили в мусорник – мы платим деньги за то, что  нам привезут  лекарства с коротким сроком годности. И ходят и врут, какие мы реформы  делаем – вот что очень неприятно.

Читайте также по теме