К. Красовский: В Украине уменьшается объем продаж сигарет

Недавно эксперты и врачи выступили с инициативой ввести новый, более действенный набор предупредительных пиктограмм на пачках сигарет на замену тем, которые уже год действуют в Украине.
Пока неизвестно, какие изображения будут на пачках, а также когда именно они появятся. Но, как отмечают эксперты, вопросом стоит заниматься, ведь появление предупреждений на пачках сигарет год назад добавило эффективности в борьбе за уменьшение уровня распространенности табакокурения.
О том, что влияет на уменьшение количества курильщиков, а также о путях для уменьшения потребления алкоголя ГолосUA общался с заведующим отделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Министерства здравоохранения Украины Константином Красовским.
— Константин Сергеевич, существуют ли какие-то данные о том, как повлияло внедрение графических предупреждений на пачках сигарет на уровень распространенности табакокурения?
Оно, безусловно, повлияло, но вместе с запретом рекламы и запретом курить в общественных местах. Методологически невозможно их отделить и измерить влияние отдельно каждого. Эти меры дополняют друг друга. Но мы четко знаем, что в этом году в Украине существенно уменьшились продажи сигарет. И когда будут обнародованы данные ежегодного опроса Госкомстата, в марте следующего года, мы сможем увидеть, какой был эффект на уменьшение количества курильщиков в Украине.
— Как Вы считаете, влияет ли повышение акцизов на табачные изделия на количество курильщиков? Ведь целью такого шага как раз и называют уменьшение уровня доступности сигарет…
С акцизами 2013 ситуация очень интересная. С 1 января была изменена система акцизов. Есть две формы акцизов на сигареты — специфический, т.е. в деньгах на определенную марку сигарет безотносительно к цене, а также адвалорный, т.е. процент от цены. Специфический акциз был увеличен, адвалорный — уменьшен. Реально это означает , что на сигареты стоимостью менее 11 гривен акциз повысился, на сигареты стоимостью 11 гривен и более акциз уменьшился. Но табачные компании увеличили цены на марки сигарет.
С 1 октября на сайте Министерства доходов и сборов была размещена информация о максимальных розничных ценах на все марки сигарет. Фирма «Филипп Моррис» увеличила цены на свои марки сигарет. Например, в декабре прошлого года при старых акцизах пачка «Мальборо» стоила 12,5 гривен, акциз на нее уменьшили, но сейчас цена пачки этих сигарет — 15 гривен. Аналогично увеличили цену «Парламента» — на 2,5 гривны , «Бонда» — на 2 гривны. Причем табачные компании кричат ​, что в Украине очень высокие акцизы, и поэтому — большая контрабанда. Но если бы их это беспокоило, они уменьшали бы часть цены на свои марки сигарет, чтобы разница цен была ниже и в страну не возили, как они говорят, контрабанду. Они делают наоборот.
В Украине продажа сигарет уменьшается. За 8 месяцев этого года производство сигарет сократилось на 15 %, то есть около 10 млрд. штук. Табачные компании получают все меньше и меньше доходов, и это очень беспокоит их акционеров. Единственный способ для этих компаний заработать ту же сумму прибыли в условиях снижения продаж сигарет — увеличить безналоговую долю цены. Поэтому они ее накручивают без какого-либо увеличения акцизов. С точки зрения эффекта для здоровья — это хорошо, потому что, чем выше цена сигарет, тем люди меньше курят. Но здесь все лицемерие табачных компаний, которые берут с курильщиков все больше и больше денег, при этом кричат ​​о контрабанде. То, что в Украине за 8 месяцев этого года производство сигарет сократилось на 10 млрд. штук, нельзя объяснить никакими, даже заоблачными, оценкам контрабанды.
Акцизы нужно повышать и дальше, ведь табачные компании и так накручивают свои цены. Поэтому лучше, чтобы деньги от увеличения цен на сигареты шли в государственный бюджет, а не акционерам табачных компаний.
— Можно ли считать электронные сигареты альтернативой классическим? Как известно, их часто используют те, кто хочет бросить курить…
В Украине электронные сигареты продают по товарному коду, который распространяется на флэшки, электронные устройства. То есть с точки зрения товарной группы они не являются лекарственными средствами. Производители электронных сигарет никогда даже не пробовали обращаться в Министерство здравоохранения, чтобы лицензировать их как лекарственное средство.
Нет серьезных исследований, которые бы показывали, что употребление электронных сигарет помогает в прекращении курения. Поэтому Министерство здравоохранения уже два года как распространило пресс-релиз, в котором отметило, что, поскольку Всемирная организация здравоохранения не поддерживает это, к тому же нет соответствующих исследований, поэтому Минздрав не рекомендует ни использование, ни рекламу электронных сигарет.
— Не менее важным вопросом является влияние алкоголя на организм, культура потребления, но ему почему-то уделяется меньше внимания…
В краткосрочной перспективе влияние алкоголя на организм является более вредным чем влияние сигарет. Когда в 2009 году было существенное повышение акцизов, также был экономический кризис, и алкоголь стал менее экономически доступным, то, по данным Госкомстата, за 2008-2011 годы вдвое уменьшился уровень смертности от причин, обусловленных действием алкоголя. То есть тогда люди действительно стали потреблять меньше алкоголя.
Когда уменьшается потребление алкоголя, в течение года мы ощущаем эффект по снижению уровня смертности от причин, обусловленных его воздействием.
Поэтому, конечно, надо заниматься уменьшением уровня потребления как табака, так и алкоголя. Проблема, к сожалению, в том, что международные организации и фонды выделяют бешеные деньги на профилактику СПИДа, очень мало — на мероприятия, направленные на уменьшение уровня потребления табака, и ничего — на мероприятия по уменьшению уровня потребления алкоголя.
Всемирная организация здравоохранения, Всемирный экономический форум показали, что есть три лучшие пути для уменьшения потребления алкоголя: повышение акцизов и цен, уменьшение физической доступности путем ограничения мест, времени продажи, возраста лиц, которым продают, а также уменьшение привлекательности алкоголя путем полного запрета его рекламы.

Читайте также по теме